.
Меню сайта
|
Как устроено судноКак устроено судноСамоходное судно состоит из корпуса, главного двигателя, который приводит в движение судно с помощью движителя (см. статьи раздела «Машина — основа современной техники»), и различных устройств, обеспечивающих безопасность плавания и соответствующих назначению судна. Суда имеют специфические особенности, которые объединяют общим названием мореходные качества: плавучесть, непотопляемость, остойчивость, плавность качки, ходкость, управляемость и др. Важнейшее качество всякого судна — плавучесть, т. е. способность держаться на воде. Корпус большого судна разделен поперечными непроницаемыми переборками на отсеки. Переборки не дают воде в случае пробоины затопить все отсеки, что помогает сохранить плавучесть. Это качество называют непотопляемостью. Способность возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия силы, вызвавшей наклонение судна, — остойчивость. Это свойство проявляется у судна примерно так же, как у игрушки ваньки-встаньки. При недостатке остойчивости судно может перевернуться, а при избытке испытывает неприятную для команды порывистую качку. Ходкость судна зависит в первую очередь от формы корпуса, определяющей сопротивление движению, от эффективности движителя и от того, насколько сильно судно раскачивается при волнении. Под управляемостью понимают способность судна слушаться руля, держаться на курсе, не уклоняясь от него. Размеры судна характеризуются прежде всего водоизмещением (количеством воды, вытесняемой судном), т. е. весом. Другая важная характеристика размеров судна — вместимость (объем всех внутренних помещений). Она выражается в регистровых тоннах (1 регистровая тонна — объем, равный 2,83 м3). Грузовые суда характеризуются также их грузоподъемностью (вес принимаемого груза) и грузовместимостью (объем помещений для груза). Корпус стального судна состоит из каркаса, так называемого набора, к которому прикрепляются стальные листы, образующие наружную обшивку, палубы, переборки и т. д. Листы наружной обшивки изгибают так, чтобы очертания корпуса были плавными и не оказывали большого сопротивления движению в воде. Каждая часть корпуса имеет свое название: вертикальный набор по борту — шпангоуты, их продолжение по днищу — флоры, по палубе — бимсы. В центральной части вдоль всего судна по днищу идет прочная балка-киль, который в носу переходит в форштевень, в корме — ахтерштевень. Боковые продольные балки по днищу — днищевые стрингеры, или кильсоны, по борту — бортовые стрингеры, по палубе — карлингсы. Крупные суда имеют двойное дно. Кроме поперечных, иногда устанавливаются и продольные переборки (на танкерах, рудовозах). У большинства пассажирских и многих грузовых судов несколько палуб. Над верхней палубой возвышаются надстройки: спереди — бак, сзади— ют, а в середине — средняя надстройка. Значительную часть корпуса занимают каюты для экипажа и пассажиров, столовые, комнаты отдыха, камбуз (судовая кухня), лазарет, прачечная, кладовые и другие специальные помещения. Подпалубные отсеки между поперечными переборками (трюмы) и междупалубные помещения (твиндеки) используются для размещения груза. Главный двигатель и другие механизмы располагаются в отдельном отсеке — машинном отделении. Запасы жидкого топлива и пресной воды хранятся в больших цистернах (танках). Каждое судно имеет рулевое, якорное, швартовное и спасательное устройства. Перекачивание жидкостей, подача воздуха, пара и др. осуществляется с помощью специальных систем. Одна из основных частей судна — движитель. Простейший движитель — это весло, требующее приложения мускульной силы. Более прогрессивным движителем был парус, использующий энергию ветра. Первым движителем, преобразующим работу механического двигателя в движение судна, было гребное колесо. Но если на реке, где вода сравнительно спокойна, гребные колеса нередко применяются и сейчас, то на море при сильном волнении они сразу показали свою непригодность. Отличной заменой гребному колесу оказался гребной винт. Сейчас почти на всех судах, морских и речных, установлены винты. Гребной винт особой конструкции, у которого лопасти поворачиваются вокруг собственной оси, может двигать судно не только вперед, но и назад; при этом направление вращения главного двигателя менять не надо. Существуют движители других типов, обладающие некоторыми ценными качествами. Например, наиболее удобен для судов, которые плавают по мелководью, водометный движитель. Это насос, создающий струю, сила отдачи которой и движет судно. А крыльчатый движитель — расположенное на днище горизонтальное колесо с вертикально поставленными лопатками — позволяет судну двигаться не только вперед и назад, но и вбок: для этого надо только повернуть лопатки вращающегося колеса. Судном управляют из рулевой рубки, находящейся на ходовом мостике, в самом верхнем ярусе надстройки, где наилучший обзор во все стороны горизонта. Рядом с рулевой размещается штурманская рубка, где вахтенный судоводитель с помощью приборов и устройств (см. ст. «Автоматы помогают штурманам и капитанам») проверяет правильность курса. Водить корабли помогает большое количество приборов. Рядом со штурманской располагается радиорубка, откуда осуществляется связь с землей и другими судами. |
ПОИСК
Block title
|