.
Меню сайта
|
Автоматика помогает машинисту и диспетчеруАвтоматика помогает машинисту и диспетчеруПри автоматической блокировке перегон между станциями разделяют светофорами на несколько блок-участков. Рельсы соседних блок-участков изолированы друг от друга прокладками. По рельсам каждого участка пропускается слабый ток. Поезд, вступив на участок, замыкает цепь, в результате чего на светофоре зеленый свет переключается на красный. После освобождения поездом этого участка рельсовая цепь размыкается, первый светофор переключается с красного света на желтый, а второй — с зеленого на красный. После того как поезд освобождает второй блок-участок, желтый свет на первом светофоре заменяется зеленым, а на втором красный заменяется желтым. Еще более совершенное устройство — автоматическая локомотивная сигнализация, при которой в будке машиниста устанавливается светофорчик, повторяющий показания путевых сигналов. Обычно при этом локомотив оборудуется и автостопом, автоматически останавливающим поезд перед закрытым светофором, если машинист почему-либо не смог сам этого сделать. На железнодорожном транспорте есть много и других автоматических устройств, помогающих железнодорожникам в их работе. Все шире применяется диспетчерская централизация, помогающая диспетчеру руководить движением поездов на участке длиной 200—250 км. Перед диспетчером — световое табло, на которое нанесены схемы всех перегонов и станций участка. Диспетчер видит на этом табло, где находятся поезда, следующие по участку; как лучше использовать свободные пути на станциях, свободные перегоны, чтобы быстрее пропустить поезда. Передвигая рукоятки на табло и нажимая кнопку, диспетчер переводит стрелки на станциях, дает сигналы отправления поезда, принимает и отправляет поезда. Подобные же табло с нанесенными путями применяются и для управления стрелками и сигналами на станциях. Для того чтобы пропустить поезд через станцию, достаточно нажать на табло две кнопки в начале и конце схемы маршрута — и все стрелки, входящие в маршрут, автоматически переводятся. При этом занятые вагонами пути автоматически исключаются из маршрута и стрелки переводятся только на свободные пути. На станциях начинает применяться автооператор. Этот электронный прибор передает сообщения о поездах на соседние станции и запоминает то, что передали ему. Затем, проанализировав все эти сведения, он выдает команды на автоматическую установку маршрутов и на оповещение пассажиров о приеме и отправлении поездов. Используется радио для связи диспетчера с машинистом локомотива на перегоне, маневрового диспетчера с маневровым локомотивом. Все шире начинает применяться на станциях телевидение, позволяющее значительно ускорить и упростить сортировочную и грузовую работу. Большой интерес представляет электронное управляющее устройство — автомашинист. Он может управлять локомотивом по заданному графику, причем машинисту остается только наблюдение за работой этого устройства. Автомашинист был испытан на одной из пригородных линий и на метрополитене и при дальнейшем его усовершенствовании может дать значительный эффект, в особенности на линиях с густым движением поездов. Автоматизация находит широкое применение также в разработке и решении различных задач планирования и оперативного регулирования работы железных дорог. |
ПОИСК
Block title
|