. Вагоны
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Вагоны

Вагоны

Пассажирские поезда составляются у нас из 15—16 цельнометаллических вагонов, гру­зовые поезда — из 40—50 и более вагонов.

Пассажирские вагоны раньше строились с деревянным кузовом. Такой кузов непрочен и, бывало, во время крушения поезда разбивался в щепы. Теперь пассажирские ва­гоны строятся только с цельнометаллическим кузовом. В таком вагоне ехать безопасно. Основа кузова — прочная стальная рама с укрепленной на ней обрешеткой, состоящей из стоек, продоль­ных балок и потолочных дуг. Обрешетка обшита снаружи стальными листами, а внутри — мно­гослойной фанерой.

Наши вагоны очень удобны для пассажиров. Все вагоны дальнего следования имеют спальные места, водяное центральное отопление, электри­ческое освещение от собственной динамо-машины, приводимой в движение от оси вагона (на стоян­ках — от аккумулятора), вентиляцию.

Кузов пассажирского вагона опирается на две двухосные тележки с гибкими рессорами и пружинами для плавности хода. Тележки могут поворачиваться вокруг вертикального штыря, который входит в отверстие рамы вагона. Это дает возможность вагону проходить по кри­вым частям пути. Если надо сменить тележки — например, при ремонте вагона или когда вагон переходит на более узкую заграничную колею,— кузов вагона приподнимают на домкратах, вы­катывают из-под него тележки и заменяют их другими.

Вагоны сцепляются друг с другом массив­ной автоматической сцепкой, прикрепленной к раме вагонов и локомотивов. Головка авто­сцепки имеет два так называемых зуба и зев с замком. При нажатии вагонов друг на друга малый зуб каждой головки входит в зев другой, замки сжимаются и запирают авто­сцепки. Расцепку производят поворотом рычага укрепленного сбоку кузова вагона.

Тормозятся вагоны автоматическими тор­мозами с помощью сжатого воздуха. Под всеми вагонами поезда проходит труба — воз­душная магистраль. Между вагонами она соеди­нена гибкими шлангами. В магистраль накачан сжатый воздух из главного резервуара на локо­мотиве. С ней соединены запасные резервуары сжатого воздуха и тормозные цилиндры, находя­щиеся под каждым вагоном. Когда машинист на локомотиве поворачивает кран тормоза, сжатый воздух выходит из магистрали наружу. Тогда через воздухораспределители запасные резер­вуары под вагонами соединяются с тормозными цилиндрами, сжатый воздух из резервуаров поступает в эти цилиндры и через рычажные передачи прижимает колодки тормозов к коле­сам. В том случае, если часть вагонов отцепит­ся, воздух также выйдет из магистрали. Поезд автоматически затормозится.

Грузовые вагоны бывают различ­ных типов, в зависимости от рода перевози­мых грузов. Для перевозки промышленных изделий, зерна и других грузов, которые надо прикрыть от снега и дождя, используют крытые вагоны. Уголь, руду, лесоматериалы, машины перевозят в открытых вагонах — в полуваго­нах и на платформах. Для нефти, бензина, керосина требуются цистерны. Мясо, рыба, фрукты перевозятся в вагонах-холодильниках. Есть и специальные вагоны с опрокидывающим­ся кузовом для строительных грузов, вагоны для перевозки длинномерных грузов, цистерны для перевозки молока и другие вагоны.

Теперь грузовые вагоны строят почти исклю­чительно четырехосные. Такой вагон может поднять 62 т груза — столько, сколько пере­везут 15—20 обычных грузовых автомобилей. Вместе с грузом он весит столько же, сколько 2,5 — 3 двухосных вагона. За последние годы стали строить еще более крупные вагоны — шестиосные, поднимающие 95 т груза.

Четырехосные грузовые вагоны, как и пас­сажирские, установлены на двух двухосных тележках, но более упрощенной конструкции и с менее гибкими рессорами. Автоматические сцепка и тормоза также сходны с теми, кото­рые применяются и на пассажирских вагонах.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ