.
Меню сайта
|
Мосты и тоннелиМосты и тоннелиТрудно и сложно строить мосты, особенно большие. Мосты строят из металла, железобетона, камня, дерева. В настоящее время чаще всего возводят металлические и железобетонные мосты. Если речка узкая, то строят береговые опоры и устанавливают на них пролетное строение — стальные или железобетонные балки. Если же река широкая, то, кроме береговых, приходится возводить промежуточные опоры (быки), фундамент которых уходит в русло реки, и устанавливать несколько пролетных строений. На современных больших мостах пролетные строения часто делают в виде металлических или железобетонных арок, которые несут нагрузки от проезжей части моста. Арки в мостах применяются с древнейших времен. Они воздействуют на опоры не только вертикальным, но и горизонтальным давлением, создавая распор. Если концы арки стянуты брусом — затяжкой, то арка воздействует на опоры только вертикальным давлением. Металлические пролетные строения легче железобетонных, но на них идет много стали, их делают на металлургическом заводе, а на месте только устанавливают. Но металл ржавеет, и мост, кроме того, приходится часто красить, чтобы защитить от ржавчины. Железобетонный мост тяжелее, но его можно делать на месте и красить не надо. В последнее время строят все больше железобетонных мостов. В горной местности для проведения железной дороги, как уже говорилось, часто приходится пробивать тоннели. Для сооружения тоннеля в мягких породах применяют специальные проходческие щиты. Они медленно передвигаются по трассе будущего тоннеля по мере того, как выбирают грунт впереди. С помощью щита стены тоннеля облицовываются каменными, чугунными или железобетонными плитами. Когда тоннель сооружается в каменных породах, приходится применять взрывные работы. Проходческие щиты применяются и при сооружении в крупных городах подземной железной дороги — метрополитена. Земляное полотно и мосты называются нижним строением пути. Оно служит основой верхнего строения пути — рельсов, шпал и балласта. Посмотрим на рельс с его торца (конца). Поперечный профиль рельса состоит из головки, по которой катятся колеса локомотивов и вагонов, высокой и узкой шейки и широкой подошвы, которые не дают рельсу изгибаться вниз и в стороны при прохождении тяжелого поезда. |
ПОИСК
Block title
|