. Мосты и тоннели
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Мосты и тоннели

Мосты и тоннели

Трудно и сложно строить мосты, особенно большие. Мосты строят из металла, железобето­на, камня, дерева. В настоящее время чаще всего возводят металлические и железобетонные мо­сты. Если речка узкая, то строят береговые опо­ры и устанавливают на них пролетное строение — стальные или железобетонные балки. Если же река широкая, то, кроме береговых, приходится возводить промежуточные опоры (быки), фунда­мент которых уходит в русло реки, и устанав­ливать несколько пролетных строений. На со­временных больших мостах пролетные строения часто делают в виде металлических или железо­бетонных арок, которые несут нагрузки от про­езжей части моста. Арки в мостах применяются с древнейших времен. Они воздействуют на опо­ры не только вертикальным, но и горизонталь­ным давлением, создавая распор. Если концы арки стянуты брусом — затяжкой, то арка воздей­ствует на опоры только вертикальным давлением.

Металлические пролетные строения легче же­лезобетонных, но на них идет много стали, их делают на металлургическом заводе, а на месте только устанавливают. Но металл ржавеет, и мост, кроме того, приходится часто красить, чтобы защитить от ржавчины. Железобетонный мост тяжелее, но его можно делать на месте и кра­сить не надо. В последнее время строят все боль­ше железобетонных мостов.

В горной местности для проведения желез­ной дороги, как уже говорилось, часто прихо­дится пробивать тоннели. Для сооружения тон­неля в мягких породах применяют специальные проходческие щиты. Они медленно передвига­ются по трассе будущего тоннеля по мере того, как выбирают грунт впереди. С помощью щита стены тоннеля облицовываются каменными, чу­гунными или железобетонными плитами.

Когда тоннель сооружается в каменных по­родах, приходится применять взрывные работы.

Проходческие щиты применяются и при со­оружении в крупных городах подземной желез­ной дороги — метрополитена.

Земляное полотно и мосты называются ниж­ним строением пути. Оно служит основой верхнего строения пути — рельсов, шпал и балласта. Посмотрим на рельс с его торца (конца). Поперечный профиль рель­са состоит из головки, по которой катятся коле­са локомотивов и вагонов, высокой и узкой шей­ки и широкой подошвы, которые не дают рельсу изгибаться вниз и в стороны при прохождении тяжелого поезда.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ