.
Меню сайта
|
У каждого вида транспорта свои преимуществаУ каждого вида транспорта свои преимуществаКак видите, в стране рядом и одновременно действуют различные виды транспорта. Каждый из них отличается своими особенностями. И задача работников транспорта — наилучшим образом использовать эти особенности, полнее загрузить каждый вид транспорта теми перевозками, которые ему наиболее подходят, и тем самым сделать перевозки как можно дешевле. Надо добиваться, чтобы все виды транспорта работали согласованно и не приходилось бы терять время при переходе с одного на другой. Наша страна очень велика, расстояния большие, поэтому важно, чтобы перевозки стоили бы возможно дешевле. Самый дешевый вид транспорта — водный. Подготовка и содержание в порядке водных путей в большинстве случаев обходится дешевле, чем строительство и ремонт железных дорог и шоссе. Кроме того, для перемещения по воде нужны гораздо меньшие усилия, чем для движения по суше. Но водный транспорт у нас имеет ограниченное применение. Во-первых, многие местности страны находятся далеко от морей и больших рек. Во-вторых, реки и, за немногим исключением, морские порты зимой замерзают (см. ст. «Водный транспорт»). Железные дороги не имеют этих недостатков. Их можно построить повсеместно и почти в любом направлении, работают они регулярно и могут перевозить очень много грузов. Поэтому, хотя постройка железных дорог обходится довольно дорого, именно они выполняют 3/4 всей перевозочной работы в нашей стране. Среднее расстояние перевозки грузов по железным дорогам в СССР составляет около 800 км, а по рекам — 450 (см. ст. «Железнодорожный транспорт»). Построить обычную шоссейную дорогу стоит в 2—3 раза дешевле, чем железную. Но зато перевозка автомобилем обходится во много раз дороже, чем по железной дороге. Почему? Понять нетрудно: вспомните, что электровоз тянет за собой поезд с двумя и более тысячами тонн полезного груза, а самый мощный грузовой автомобиль может перевезти несколько десятков тонн. Но такие автомобили — редкость. А обычные машины поднимают лишь 2—4 т. Поэтому расходы по перевозке железной дорогой распределяются на большее количество тонн, чем при перевозке автомобилем, и на каждую тонну приходится меньше затрат. Перевозка одной тонны груза, например, от Москвы до Ростова-на-Дону обходится самим железным дорогам примерно в 3 руб., а от Москвы до Ленинграда — 2 руб. Перевозка 1 т груза на то же расстояние автомобилем обойдется в 20 раз дороже. Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния — до 50 км. На такие расстояния перевозить грузы железной дорогой накладно: в этом случае «постоянные» расходы — по погрузке и выгрузке, подаче вагонов, формированию поездов — распределяются на малое количество километров, т. е. на каждый километр перевозки падают значительные затраты. Среднее расстояние междугородних перевозок грузовыми автомобилями у нас составляет около 16 км. Только скоропортящиеся грузы — овощи, фрукты, живую рыбу — выгодно везти автомобилем и на большие расстояния, так как автомобиль позволяет доставить их быстрее, чем железная дорога. Лучше затратить больше средств на перевозку, но получить груз в сохранности, чем потратить меньше и выбросить потом значительную часть груза, испортившуюся в пути (см. ст. «Автомобильный транспорт»). Самый быстрый вид транспорта — воздушный. Но он же и самый дорогой. Как же распределяется работа между всеми видами транспорта в нашей стране? Железнодорожный транспорт перевозит основную массу грузов и пассажиров во всех нужных направлениях. Речным транспортом удобно перевозить лесные грузы, нефть, строительные материалы и некоторые другие массовые грузы. Больше всего грузов перевозится по Волге и ее притокам, Днепру, Северной Двине, а в Сибири — по Оби, Енисею. Ходят грузовые и пассажирские суда и по каналам — им. Москвы, Волго-Донскому им. В. И. Ленина, Волго-Балтийскому,— и по искусственным, созданным руками человека морям. Пассажиры пользуются речным транспортом главным образом там, где нет железных дорог или нельзя полететь самолетом. Кроме того, сама по себе поездка на речном судне летом настолько приятна, что привлекает многих отдыхающих. За последние годы много пассажиров перевозят быстроходные речные суда на подводных крыльях. Такие суда курсируют между отдельными городами на крупных реках, например из Горького в Казань, быстрее, чем мощный теплоход или железная дорога. Морской транспорт обслуживает в первую очередь прибрежные районы. Большое значение он имеет и для хозяйства нашей страны в целом. Морской транспорт доставляет в Советский Союз товары, купленные за рубежом, и вывозит из нашей страны товары, которыми торгует СССР со многими странами мира. Морской транспорт самый дешевый. Большие морские суда могут сразу забрать очень много груза. 40—50 тяжеловесных поездов понадобится, чтобы перевезти те 100 тыс. т нефтяных грузов, которые в один прием вмещает в себя крупный танкер. Автомобильный транспорт, как уже говорилось, работает в основном на коротких расстояниях. Он подвозит грузы к железнодорожным станциям и пристаням и развозит прибывшие грузы на фабрики, заводы, в колхозы и т. д. Автомобили перевозят много строительных материалов, топлива, промышленных изделий в городах, а также зерна, картофеля, овощей, удобрений на селе. В тех местах — на севере и востоке страны, в горных районах,— где железных дорог мало, автомобильный транспорт перевозит грузы и пассажиров и на большие расстояния. Конкурирует автотранспорт с железными дорогами и в области пассажирских перевозок. Нередко пассажиры — туристы — предпочитают ехать из одного города в другой на автобусе. Это позволяет лучше познакомиться с достопримечательностями края, по которому лежит путь. Воздушный транспорт используется для перевозки пассажиров и почты, особенно на большие расстояния, что дает значительный выигрыш во времени. Например, из Москвы в Хабаровск поездом надо ехать около недели, а самолетом можно долететь за 8 часов. На самолетах перевозят и некоторые грузы, нуждающиеся в особо спешной доставке, например ранние фрукты, цветы. |
ПОИСК
Block title
|