. У каждого вида транспорта свои преимущества
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

У каждого вида транспорта свои преимущества

У каждого вида транспорта свои преимущества

Как видите, в стране рядом и одновременно действуют различные виды транспорта. Каж­дый из них отличается своими особенностями. И задача работников транспорта — наилучшим образом использовать эти особенности, полнее загрузить каждый вид транспорта теми перевоз­ками, которые ему наиболее подходят, и тем самым сделать перевозки как можно дешевле. Надо добиваться, чтобы все виды транспорта работали согласованно и не приходилось бы терять время при переходе с одного на другой. Наша страна очень велика, расстояния боль­шие, поэтому важно, чтобы перевозки стоили бы возможно дешевле. Самый дешевый вид транспорта — водный. Подготовка и содержание в порядке водных путей в большинстве случаев обходится дешевле, чем строительство и ремонт железных дорог и шоссе. Кроме того, для пере­мещения по воде нужны гораздо меньшие усилия, чем для движения по суше. Но водный транс­порт у нас имеет ограниченное применение. Во-первых, многие местности страны находятся далеко от морей и больших рек. Во-вторых, реки и, за немногим исключением, морские порты зимой замерзают (см. ст. «Водный транс­порт»).

Железные дороги не имеют этих недо­статков. Их можно построить повсеместно и почти в любом направлении, работают они регулярно и могут перевозить очень много гру­зов. Поэтому, хотя постройка железных дорог обходится довольно дорого, именно они выпол­няют 3/4 всей перевозочной работы в нашей стра­не. Среднее расстояние перевозки грузов по же­лезным дорогам в СССР составляет около 800 км, а по рекам — 450 (см. ст. «Железнодорожный транспорт»).

Построить обычную шоссейную дорогу сто­ит в 2—3 раза дешевле, чем железную. Но зато перевозка автомобилем обходится во много раз дороже, чем по железной дороге. Поче­му? Понять нетрудно: вспомните, что электро­воз тянет за собой поезд с двумя и более ты­сячами тонн полезного груза, а самый мощный грузовой автомобиль может перевезти несколь­ко десятков тонн. Но такие автомобили — редкость. А обычные машины поднимают лишь 2—4 т. Поэтому расходы по перевозке желез­ной дорогой распределяются на большее количе­ство тонн, чем при перевозке автомобилем, и на каждую тонну приходится меньше затрат. Перевозка одной тонны груза, например, от Москвы до Ростова-на-Дону обходится самим железным дорогам примерно в 3 руб., а от Мо­сквы до Ленинграда — 2 руб. Перевозка 1 т груза на то же расстояние автомобилем обойдет­ся в 20 раз дороже.

Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния — до 50 км. На такие рас­стояния перевозить грузы железной дорогой накладно: в этом случае «постоянные» расхо­ды — по погрузке и выгрузке, подаче вагонов, формированию поездов — распределяются на малое количество километров, т. е. на каждый километр перевозки падают значительные за­траты.

Среднее расстояние междугородних перевозок грузовыми автомобилями у нас составляет около 16 км. Только скоропортящиеся грузы — овощи, фрукты, живую рыбу — выгодно везти автомоби­лем и на большие расстояния, так как автомо­биль позволяет доставить их быстрее, чем желез­ная дорога. Лучше затратить больше средств на перевозку, но получить груз в сохранности, чем потратить меньше и выбросить потом значи­тельную часть груза, испортившуюся в пути (см. ст. «Автомобильный транспорт»).

Самый быстрый вид транспорта — воздуш­ный. Но он же и самый дорогой.

Как же распределяется работа между всеми видами транспорта в нашей стране?

Железнодорожный транспорт перевозит ос­новную массу грузов и пассажиров во всех нужных направлениях.

Речным транспортом удобно перевозить лес­ные грузы, нефть, строительные материалы и некоторые другие массовые грузы. Больше всего грузов перевозится по Волге и ее прито­кам, Днепру, Северной Двине, а в Сибири — по Оби, Енисею. Ходят грузовые и пассажир­ские суда и по каналам — им. Москвы, Волго-Донскому им. В. И. Ленина, Волго-Балтийскому,— и по искусственным, созданным руками человека морям. Пассажиры пользуются реч­ным транспортом главным образом там, где нет железных дорог или нельзя полететь самоле­том. Кроме того, сама по себе поездка на речном судне летом настолько приятна, что привлекает многих отдыхающих. За последние годы много пассажиров перевозят быстроходные речные суда на подводных крыльях. Такие суда кур­сируют между отдельными городами на крупных реках, например из Горького в Казань, быстрее, чем мощный теплоход или железная дорога.

Морской транспорт обслуживает в первую очередь прибрежные районы. Большое значение он имеет и для хозяйства нашей страны в целом. Морской транспорт доставляет в Советский Союз товары, купленные за рубежом, и вывозит из на­шей страны товары, которыми торгует СССР со многими странами мира. Морской транспорт самый дешевый. Большие морские суда могут сразу забрать очень много груза. 40—50 тя­желовесных поездов понадобится, чтобы пере­везти те 100 тыс. т нефтяных грузов, которые в один прием вмещает в себя крупный танкер.

Автомобильный транспорт, как уже говори­лось, работает в основном на коротких расстоя­ниях. Он подвозит грузы к железнодорожным станциям и пристаням и развозит прибывшие грузы на фабрики, заводы, в колхозы и т. д. Автомобили перевозят много строительных ма­териалов, топлива, промышленных изделий в городах, а также зерна, картофеля, овощей, удобрений на селе. В тех местах — на севере и востоке страны, в горных районах,— где желез­ных дорог мало, автомобильный транспорт пере­возит грузы и пассажиров и на большие расстоя­ния. Конкурирует автотранспорт с железными дорогами и в области пассажирских перевозок. Нередко пассажиры — туристы — предпочита­ют ехать из одного города в другой на автобусе. Это позволяет лучше познакомиться с достопри­мечательностями края, по которому лежит путь.

Воздушный транспорт используется для пе­ревозки пассажиров и почты, особенно на боль­шие расстояния, что дает значительный вы­игрыш во времени. Например, из Москвы в Ха­баровск поездом надо ехать около недели, а самолетом можно долететь за 8 часов. На самоле­тах перевозят и некоторые грузы, нуждающиеся в особо спешной доставке, например ранние фрукты, цветы.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ