. Металл приобретает форму
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Металл приобретает форму

Металл приобретает форму

Мы на последнем этапе путешествия по металлургическому заводу. Дальнейший путь блюмов и слябов зависит от назначения стали. На одних заводах прокатные станы производят стальные листы для кузовов автомобилей, на других — трубы для газопроводов, на треть­их — рельсы, на четвертых — сортовой про­кат, т. е. изделия относительно простых гео­метрических форм: квадрат, круг, полоса, угол.

Чтобы превратить заготовку (блюм или сляб) в полосу или лист, ее пропускают между гладкими валками. Иным способом изготовляют сталь более сложных форм. В нижнем и верх­нем валках делают вырезы необходимой формы. Сблизив валки так, чтобы вырез одного точно пришелся над вырезом другого, получают ру­чей, или, как его называют металлурги, калибр. Если бы сталь была такой же пластич­ной, как, скажем, воск или глина, дело обстоя­ло бы совсем просто. Достаточно было бы про­пустить металл через ручей нужной формы — и задача решена. Но сталь менее пластична. Поэтому металл нужной формы получают по­степенно, пропуская его через ряд все более приближающихся к окончательной форме ка­либров (иногда их количество достигает два­дцати). Затем готовый прокат поступает на пилы или ножницы. Его разрезают на куски нужной длины и отправляют на холодильник.

Очень мощные и высокопроизводительные станы применяются для прокатки балок и рельсов. На Уралмашзаводе в г. Свердловске по­строен рельсобалочный стан с автоматической поточной линией для отделки рельсов. Весь процесс протекает без применения тяжелого физического труда. Стан этот состоит из 240 от­дельных машин общим весом свыше 15 тыс. т.

Удобны и высокопроизводительны станы непрерывного действия. На станах, с которыми мы познакомились раньше, заготовка движется то вперед, то назад. Ее путешествие отнимает больше времени, чем само обжатие. В непрерыв­ном стане клети устанавливаются последова­тельно одна за другой. Выйдя из одной клети, полоса автоматически попадает во вторую, за­тем в третью (надо только, чтобы все клети работали с совершенно одинаковой скоростью!). Некоторые станы такого типа способны вы­пускать более 2 млн. т листов в год. Толщина прокатываемого листа контролируется на ходу.

Из специальных станов большое значение имеют трубные. Существуют два способа полу­чения труб. По первому способу в стальной заготовке на специальном стане делают отвер­стие (прошивают); получается короткая гильза, которую потом раскатывают в длинную трубу. Таким образом получают бесшовные трубы. По другому — стальной лист сворачивают и сваривают (см. ст. «Как сваривают металл»). Очень эффективны и экономичны станы спи­ральной сварки труб из стальной ленты.

Созданы станы прокатки шаров для под­шипников и шаровых мельниц. Сконструиро­ваны станы для прокатки наиболее распрост­раненных деталей машин, например осей авто­мобиля «Москвич» и др. Это новое прогрессив­ное направление прокатного производства, ког­да на металлургических заводах рождаются готовые детали машин.

Скорость прокатки возрастает из года в год. Так, горячие стальные листы катают со скоростью до 50—60 км/час. Холодная прокатка стального листа совершается со скоростью свыше 100 км/час, прокатка проволоки —120 км /час.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ