.
Меню сайта
|
Техника помогает рубить лес и заготовлять древесинуТехника помогает рубить лес и заготовлять древесинуРучная пила да топор, да еще лошадка, впряженная в сани,— вот и вся «техника» лесоруба в недалеком прошлом. Непрерывная цепь машин и механизмов, сопровождающих дерево от пня в лесу до фанерного, вискозного, бумажного, химического комбината,— такова лесная техника сегодня. Давайте проследим весь путь дерева — от леса до предприятия, где оно поступает на переработку. Лесоруб приходит к дереву вооруженный бензомоторной пилой. Три лошадиные силы, скрытые в бензиновом моторчике пилы, приводят в движение бесконечную цепь с крепкими зубьями, которые быстро подпиливают дерево. Затем в пропил вставляют металлический клин. Тот же мотор пилы раздвигает боковые стороны клина и валит дерево. За дело берутся лебедки. Канаты захватывают деревья, втаскивают их на специальные трелевочные тракторы, которые вывозят деревья из чащи леса к узкоколейным лесовозным дорогам. Но не слишком ли это долгий и сложный путь? Нельзя ли соорудить универсальную машину, способную выполнять сразу несколько рабочих операций? Конечно, можно. Советские конструкторы уже создали машины такого типа. Это валочно-погрузочные комбайны. Они сейчас применяются все шире и шире. Внешне лесной комбайн похож на мощный экскаватор. Только у экскаватора на стреле подвешен ковш, а здесь — мощный захват, который своими челюстями зажимает дерево на любой высоте, где удобнее. В нижней части комбайна — пила. Спиленное дерево не падает на землю, его цепко держит захват. Мощная «рука» комбайна переносит дерево и мягко укладывает его на автоприцеп.
Теперь надо позаботиться о вывозке срубленных деревьев из лесу. И в первую очередь следует проложить дороги. Старинная пословица недаром говорит: не конь везет, а дорога. Поэтому прокладывают тысячи километров лесовозных дорог, строят мосты и насыпи, узкоколейные железные дороги, выстилают путь бревнами, кладут бетонные плиты или утрамбовывают снег и намораживают слой льда, готовя ледяные дороги. Все это люди делают, конечно, с помощью машин — автомобильных подъемных кранов, бульдозеров, тракторов, специальных машин, трамбующих и замораживающих снег, и т. д. Следующий этап — первичная обработка срубленных стволов. С них надо снять сучья, ветки, кору, распилить. Делают это на участке, где дерево спилено, или на специальных лесных складах. Ясно, что на складах эти операции сделать легче, удобнее и дешевле. Ведь здесь можно установить более мощные, стационарные машины, подвести электроэнергию. На участках могут работать только переносные бензомоторные сучкорезки, а на складах — мощные сучкорезные станки и автоматические пилы. Окорочные станки «раздевают» здесь дерево, снимают с него кору. Именно снимают — металлические кулачки с силой прижимаются к бревну и сдвигают, стаскивают, сдирают шершавый покров деревьев. В лесу обычно всегда оставалось громадное количество «отходов»: сучья, вершины, обрезки бревен, опилки, хвоя. В нашей стране с огромным лесным хозяйством одних только сучьев собирали в кучи и сжигали десятки миллионов кубометров. Это, конечно, очень невыгодно. Пропадало ценнейшее сырье, необходимое химическим заводам, бумагоделательным комбинатам, предприятиям строительной индустрии и т. д. Теперь на тех складах, куда деревья привозят целиком, с кроной, такие «отходы» собирают полностью. Отсюда их отправляют на различные предприятия, где из них делают витаминную хвойную муку и лечебные хвойные пасты, древесный спирт, древесностружечные плиты для строительства и многое другое. А некоторые лесные склады сами частично перерабатывают отходы. Для этого здесь устанавливают прессы, из которых выходят плотные строительные плиты, мельницы для размола сухой хвои, всевозможные дробилки и сушилки для щепок, стружки и коры. Однако потери древесины при добыче и заготовке леса еще велики. Ученым, инженерам, конструкторам предстоит очень многое сделать в этой области: придумать и построить новые машины, более рационально организовать весь производственный процесс. Но вернемся к рассказу о странствиях срубленного дерева. Итак, его спилили, очистили и вывезли из лесу. Что же с ним происходит дальше? Дальнейший путь лесного богатства проходит главным образом по рекам и озерам. В трюмах речных и озерных судов перевозят древесину только наиболее ценных пород, а также готовые шпалы и доски. Большую часть древесины сплавляют по рекам в больших плотах — до полукилометра длиной. Такой плот — это многие тысячи кубических метров. Трудно вручную «построить» эту плавучую громадину, связать бревна проволокой в пучки, а затем соединить отдельные пучки металлическими канатами. Сейчас все больше эта работа поручается машинам. Очень хорошо, например, выполняет ее плавучий сортировочно-сплоточный агрегат. Это замечательное устройство работает автоматически, фотоэлементы измеряют длину бревен — они могут быть от 4 до 6,5 м и более. Нажатием кнопки рабочий отправляет бревно к одному из транспортеров агрегата. Как только в конце транспортера накопится достаточное количество бревен, включаются лебедки и механизмы, которые сжимают пучок бревен, обвязывают его проволокой, обрубают проволоку и выталкивают пучок к месту сборки плота. И вот, наконец, лес плывет по реке. Но машины продолжают помогать человеку и здесь. Буксиры тянут плот. Плавучие землесосы углубляют дно, срезают отмели, копают небольшие каналы, спрямляют русла рек и подготавливают лесу прямую дорогу. Плавучие подъемные краны, вооруженные клыками-захватами, подымают затонувшие бревна, освобождая мелкие места и конечные пункты сплава от «топляков» — лежащих на дне бревен. Гидравлические ускорители — трехлопастные винты, вращаемые электромоторами,— создают искусственное ускоренное течение, подгоняя бревна там, где их сортируют, соединяют в плоты или выгружают. А на берегу к машинам фабрик и комбинатов, которые будут перерабатывать древесину, лес понесут плавучие и наземные подъемные краны и бревнотаски — бесконечные тросы со скребками-захватами. И вот, наконец, наступает последняя операция, на которой дерево оканчивает свою жизнь, превращаясь в пиломатериалы.
«Блестящий диск пилы выбрасывал фейерверк желтых опилок». Такая или почти такая фраза очень часто «украшает» рассказы и очерки о лесозаготовках и деревообработке. Но цифры докладывают: ежегодно миллионы кубометров отличной древесины превращаются в прах и дым. Разумеется, опилки не только сжигают. Мебельщики набивают прессованными опилками многослойные стенки и крышки шкафов, столов, диванов. Опилки смешивают с бетоном и полимерами, получая строительный материал. Из них делают глюкозу, спирт, дрожжи. И все же пусть их будет поменьше. Но можно ли пилить без опилок? Ответ напрашивается сам собой — надо пилить пилой без зубьев. Тем более, что «беззубая пила» хорошо освоена человечеством — это обыкновенный нож или ножницы. Инженеры попытались сделать «древесные» ножницы — стальные заостренные клинья, сжимаемые с помощью специальных гидроцилиндров. Это делается так: тракторный двигатель приводит в действие насос, который качает жидкость в гидроцилиндр, жидкость давит в цилиндре на поршень, поршень ползет вперед, и клин перерезает дерево. «Тракторные ножницы» уже работают, но они очень громоздки, и соревнование с ними пока, безусловно, выигрывает легкая и проворная пила. Пытаются резать древесину и ножами. Но не простыми, а вибрирующими. Электрические вибраторы делают 10 тыс. колебаний в минуту и заставляют дрожать мелкой дрожью нож. Вибрирующий нож передней кромкой лезвия режет брусок, и одновременно боковые стороны ножа уплотняют древесину. Место разреза получается чистым, гладким, опилок нет. Такой нож хорошо режет дощечки толщиной до двух сантиметров, но перед бревнами и досками он бессилен. В роли пилы способна выступить и струя воды! Сжатая в компрессоре давлением в несколько тысяч атмосфер, она вылетает из крохотного отверстия «водяной пушки» с такой силой, что ее тончайшая серебристая струйка легко, словно бритва бумагу, перерезает ствол дерева. Пока все эти способы испытываются лишь на опытных установках. Но ученые и конструкторы продолжают работать, ищут новые методы и пути. И несомненно, скоро получат путевку в жизнь новые, более экономичные лесопильные машины и механизмы. Вот деревья и закончили свое механизированное путешествие. Дальше путь их лежит на заводы и фабрики, где умелые руки людей, вооруженные замечательной техникой, превратят древесину в бумагу и искусственное волокно, в уксусную кислоту и пластмассу, в мебель, паркет и двери для новых домов и во многое, многое другое. А на те участки, где лесорубы срубили ели и сосны, пихты и кедры, березы и лиственницы, приходят специалисты-лесоводы. Они высаживают здесь молодые деревца и бдительно охраняют их, пока те не превратятся в могучих многометровых великанов. Это необходимо не только для того, чтобы источник древесины не иссякал. Ведь лес — это и хороший климат, и чистый воздух, и полноводные реки, и драгоценная пушнина, и различная дичь. Об этой стороне жизни леса и о том, как надо охранять нашего «зеленого друга», вы узнаете из статей «В лиственном лесу», «Растительный мир тайги», «Охрана леса и насаждений», «В защиту зеленого друга», помещенных в т. 4 ДЭ. |
ПОИСК
Block title
|