. Техника помогает рубить лес и заготовлять древесину
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Техника помогает рубить лес и заготовлять древесину

Техника помогает рубить лес и заготовлять древесину

Ручная пила да топор, да еще лошадка, впряженная в сани,— вот и вся «техника» лесо­руба в недалеком прошлом. Непрерывная цепь машин и механизмов, сопровождающих дерево от пня в лесу до фанерного, вискозного, бумаж­ного, химического комбината,— такова лесная техника сегодня.

Давайте проследим весь путь дерева — от леса до предприятия, где оно поступает на пере­работку.

Лесоруб приходит к дереву вооруженный бензомоторной пилой. Три лоша­диные силы, скрытые в бензиновом моторчике пилы, приводят в движение бесконечную цепь с крепкими зубьями, которые быстро подпили­вают дерево. Затем в пропил вставляют металлический клин. Тот же мотор пилы раздвигает боковые стороны клина и ва­лит дерево. За дело берутся лебедки. Ка­наты захватывают деревья, втаскивают их на специальные трелевочные тракторы, которые вывозят деревья из чащи леса к узкоколейным лесовозным дорогам.

Но не слишком ли это долгий и сложный путь? Нельзя ли соорудить универсальную ма­шину, способную выполнять сразу несколько рабочих операций? Конечно, можно. Советские конструкторы уже создали машины такого типа. Это валочно-погрузочные комбайны. Они сейчас применяются все шире и шире.

Внешне лесной комбайн похож на мощный экскаватор. Только у экскаватора на стреле подвешен ковш, а здесь — мощный захват, который своими челюстями зажимает дерево на любой высоте, где удобнее. В нижней части ком­байна — пила. Спиленное дерево не падает на землю, его цепко держит захват. Мощная «рука» комбайна переносит дерево и мягко укладывает его на автоприцеп.

 

Теперь надо позаботиться о вывозке срублен­ных деревьев из лесу. И в первую очередь сле­дует проложить дороги. Старинная пословица недаром говорит: не конь везет, а дорога. Поэтому прокладывают тысячи километров лесо­возных дорог, строят мосты и насыпи, узкоколейные железные дороги, выстилают путь брев­нами, кладут бетонные плиты или утрамбовы­вают снег и намораживают слой льда, готовя ледяные дороги. Все это люди делают, конечно, с помощью машин — автомобильных подъемных кранов, бульдозе­ров, тракторов, специальных машин, трамбующих и замора­живающих снег, и т. д.

Следующий этап — первичная обработка срубленных стволов. С них надо снять сучья, ветки, кору, распилить. Делают это на участке, где дерево спилено, или на специальных лесных складах. Ясно, что на складах эти операции сде­лать легче, удобнее и дешевле. Ведь здесь можно установить более мощные, стационарные машины, подвести электроэнергию. На участках могут работать только переносные бензо­моторные сучкорезки, а на скла­дах — мощные сучкорезные станки и автоматические пилы. Окорочные станки «раздевают» здесь дерево, снимают с него кору. Именно снимают — ме­таллические кулачки с силой прижимаются к бревну и сдвигают, стаскивают, сдирают шер­шавый покров деревьев.

В лесу обычно всегда оставалось громадное количество «отходов»: сучья, вершины, обрезки бревен, опилки, хвоя. В нашей стране с огром­ным лесным хозяйством одних только сучьев собирали в кучи и сжигали десятки миллионов кубометров. Это, конечно, очень невыгодно. Пропадало ценнейшее сырье, необходимое хи­мическим заводам, бумагоделательным комби­натам, предприятиям строительной индустрии и т. д. Теперь на тех складах, куда деревья привозят целиком, с кроной, такие «отходы» собирают полностью.

Отсюда их отправляют на различные пред­приятия, где из них делают витаминную хвой­ную муку и лечебные хвойные пасты, древесный спирт, древесностружечные плиты для строи­тельства и многое другое. А некоторые лесные склады сами частично перерабатывают отходы. Для этого здесь устанавливают прессы, из которых выходят плотные строительные плиты, мельницы для размола сухой хвои, все­возможные дробилки и сушилки для щепок, стружки и коры.

Однако потери древесины при добыче и за­готовке леса еще велики. Ученым, инженерам, конструкторам предстоит очень многое сделать в этой области: придумать и построить новые машины, более рационально организовать весь производственный процесс.

Но вернемся к рассказу о странствиях сруб­ленного дерева. Итак, его спилили, очистили и вывезли из лесу. Что же с ним происходит дальше?

Дальнейший путь лесного богатства прохо­дит главным образом по рекам и озерам. В трю­мах речных и озерных судов перевозят древесину только наиболее ценных пород, а также гото­вые шпалы и доски. Большую часть древесины сплавляют по рекам в больших плотах — до полу­километра длиной. Такой плот — это многие тысячи кубических метров. Трудно вручную «построить» эту плавучую громадину, связать бревна проволокой в пучки, а затем соединить отдельные пучки металлическими канатами. Сейчас все больше эта работа поручается машинам. Очень хорошо, например, выполняет ее плавучий сортировочно-сплоточный агрегат. Это замечательное устрой­ство работает автоматически, фотоэлементы из­меряют длину бревен — они могут быть от 4 до 6,5 м и более. Нажатием кнопки рабочий отправляет бревно к одному из транспортеров агрегата. Как только в конце транспортера на­копится достаточное количество бревен, вклю­чаются лебедки и механизмы, которые сжимают пучок бревен, обвязывают его проволокой, обру­бают проволоку и выталкивают пучок к месту сборки плота.

И вот, наконец, лес плывет по реке. Но ма­шины продолжают помогать человеку и здесь. Буксиры тянут плот. Плавучие зем­лесосы углубляют дно, срезают отмели, ко­пают небольшие каналы, спрямляют русла рек и подготавливают лесу прямую дорогу. Пла­вучие подъемные краны, воору­женные клыками-захватами, подымают затонув­шие бревна, освобождая мелкие места и конеч­ные пункты сплава от «топляков» — лежащих на дне бревен. Гидравлические ускорители — трехлопастные винты, вра­щаемые электромоторами,— создают искусствен­ное ускоренное течение, подгоняя бревна там, где их сортируют, соединяют в плоты или вы­гружают. А на берегу к машинам фабрик и комбинатов, которые будут перерабатывать дре­весину, лес понесут плавучие и наземные подъемные краны и бревнотас­ки — бесконечные тросы со скребками-за­хватами.

И вот, наконец, наступает последняя опера­ция, на которой дерево оканчивает свою жизнь, превращаясь в пиломатериалы.

«Блестящий диск пилы выбрасывал фейер­верк желтых опилок». Такая или почти такая фраза очень часто «украшает» рассказы и очер­ки о лесозаготовках и деревообработке. Но циф­ры докладывают: ежегодно миллионы кубо­метров отличной древесины превращаются в прах и дым. Разумеется, опилки не только сжигают. Мебельщики набивают прессованными опилками многослойные стенки и крышки шка­фов, столов, диванов. Опилки смешивают с бетоном и полимерами, получая строитель­ный материал. Из них делают глюкозу, спирт, дрожжи.

И все же пусть их будет поменьше. Но мож­но ли пилить без опилок? Ответ напраши­вается сам собой — надо пилить пилой без зубьев. Тем более, что «беззубая пила» хорошо освоена человечеством — это обыкновенный нож или ножницы. Инженеры попытались сде­лать «древесные» ножницы — стальные заострен­ные клинья, сжимаемые с помощью специальных гидроцилиндров. Это делается так: тракторный двигатель приводит в действие насос, который качает жидкость в гидроцилиндр, жидкость давит в цилиндре на поршень, поршень ползет вперед, и клин перерезает дерево. «Тракторные ножницы» уже работают, но они очень громозд­ки, и соревнование с ними пока, безусловно, выигрывает легкая и проворная пила.

Пытаются резать древесину и ножами. Но не простыми, а вибрирующими. Электрические вибраторы делают 10 тыс. колебаний в минуту и заставляют дрожать мелкой дрожью нож. Вибрирующий нож передней кромкой лезвия режет брусок, и одновременно боковые стороны ножа уплотняют древесину. Место раз­реза получается чистым, гладким, опилок нет. Такой нож хорошо режет дощечки толщиной до двух сантиметров, но перед бревнами и дос­ками он бессилен.

В роли пилы способна выступить и струя воды! Сжатая в компрессоре давлением в не­сколько тысяч атмосфер, она вылетает из кро­хотного отверстия «водяной пушки» с такой си­лой, что ее тончайшая серебристая струйка легко, словно бритва бумагу, перерезает ствол дерева.

Пока все эти способы испытываются лишь на опытных установках. Но ученые и конструкто­ры продолжают работать, ищут новые методы и пути. И несомненно, скоро получат путевку в жизнь новые, более экономичные лесопильные машины и механизмы.

Вот деревья и закончили свое механизирован­ное путешествие. Дальше путь их лежит на за­воды и фабрики, где умелые руки людей, воо­руженные замечательной техникой, превратят древесину в бумагу и искусственное волокно, в уксусную кислоту и пластмассу, в мебель, паркет и двери для новых домов и во многое, многое другое. А на те участки, где лесорубы срубили ели и сосны, пихты и кедры, березы и лиственницы, приходят специалисты-лесоводы. Они высаживают здесь молодые деревца и бди­тельно охраняют их, пока те не превратятся в мо­гучих многометровых великанов. Это необхо­димо не только для того, чтобы источник дре­весины не иссякал. Ведь лес — это и хороший климат, и чистый воздух, и полноводные реки, и драгоценная пушнина, и различная дичь. Об этой стороне жизни леса и о том, как надо охранять нашего «зеленого друга», вы узнаете из статей «В лиственном лесу», «Растительный мир тайги», «Охрана леса и насаждений», «В защи­ту зеленого друга», помещенных в т. 4 ДЭ.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ