.
Меню сайта
|
Непрерывное действиеНепрерывное действиеНо, оказывается, машины, о которых сейчас шла речь,— и экскаваторы, и электровозы, и автосамосвалы — не самые совершенные из существующих. Автомобиль сначала стоит под погрузкой, потом едет с грузом, потом разгружается, потом порожняком возвращается к экскаватору. Полезная работа тут только поездка с грузом, а все остальное — потеря времени. У железнодорожного транспорта — то же самое, только при погрузке и разгрузке теряется времени еще больше. У экскаватора большая часть времени уходит на перенос ковша от забоя к думпкару или самосвалу, а на собственно копание — значительно меньше. Для всех этих машин характерна работа с перерывами, они периодического действия. Но есть на карьерах и машины непрерывного действия. Самый мощный у пас в СССР комплекс машин непрерывного действия работает сейчас на строительстве большого карьера им. Шевченко на Украине, в районе г. Никополя. Карьер будет добывать марганцевую руду. Главная машина комплекса — роторный экскаватор. Его назначение — копать песок и глину, под толщей которых скрыт марганцевый пласт, и грузить их на транспорт. Но делает это роторный экскаватор совсем не так, как обычные экскаваторы. На конце его ажурной стальной фермы насажен ротор — колесо, по окружности которого прикреплен десяток ковшей-черпаков. Когда колесо вращается, ковши один за другим зачерпывают песок или глину и высыпают их на непрерывно движущуюся по ферме ленту конвейера. Непрерывный поток грунта мчится вместе с лентой прочь от роторного колеса, высыпается на следующий конвейер. Он расположен на ферме другой машины комплекса. Она называется транспортно-отвальным мостом и в самом деле похожа на мост. Только он переброшен не через воду, а через сушу. Этот конвейер переносит грунт через весь карьер и ссыпает в отвал. За один час роторный экскаватор выкапывает и грузит на конвейер 3000 м3 грунта — больше, чем тысяча землекопов за целый день. Больше, чем десять четырехкубовых экскаваторов. Здесь нет ни порожних рейсов, ни потерь времени на погрузку и разгрузку. Людей на таком комплексе машин еще меньше, чем в любом карьере. Здесь люди нужны лишь для того, чтобы следить по приборам за правильностью работы машин, за их исправностью, заменять изношенные детали и аппараты. Здесь очень много автоматики. Машины непрерывного действия работают пока только на сравнительно мягких породах. Роторные экскаваторы не приспособлены для погрузки твердого камня. Но уже разработаны первые проекты карьерных погрузочных машин непрерывного действия для скальных пород. Увеличивается и мощность этих машин. Советские машиностроители проектируют роторные экскаваторы производительностью 8 и 12 тыс. м3/час. |
ПОИСК
Block title
|