. Открытое небо над головой горняка
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Открытое небо над головой горняка

Открытое небо над головой горняка

Есть и другой способ вывести горняка из-под земли — открытые разработки. И если в 1958 г. в СССР этим способом добывали менее половины железной руды, то в 1965 г.— больше двух третей. То же самое относит­ся к медной, свинцовой, никелевой и многим другим рудам. Все шире развивается открытая добыча каменного, а особенно бурого угля, фос­форитов, серы и других полезных ископаемых. И нередко там, где вчера еще стали бы строить шахту, сегодня строят карьер. А это значит — полная безопасность и чистый воздух для шах­теров, применение в производстве самых могу­чих машин и самые дешевые руда и уголь.

Но дешевыми они будут, только если вопрос о том, что строить на новом месторождении шахту или карьер, решен правильно. А для этого сперва надо подсчитать, сколько пустой, бесполезной земли нужно вынуть из недр, чтобы добыть один кубометр полезного ископаемого. Если два-три кубометра, то дело ясное: нужно строить карьер. Если 30—40 кубометров, то заведомо придется строить шахту. А вот если больше, чем два-три, и меньше, чем тридцать— сорок, то тут уж требуется точный расчет, оку­пит ли добытая в карьере руда расходы на пус­тую породу.

С каждым годом советские машиностроители выпускают все более могучую технику, которая делает все более дешевым строительство карье­ров. И потому с каждым годом увеличивается число кубометров пустой породы, приходя­щееся на кубометр руды, при котором выгодней строить карьер, чем шахту. Рост техники по­могает карьерам отвоевывать у шахт все новые и новые месторождения.

Но бывает и так, что на кубометр руды при­ходится всего два кубометра грунта, а карьер все-таки строить невыгодно. Так получается в том случае, когда богатый пласт полезного ископаемого залегает слишком глубоко, и, преж­де чем удалось бы добраться до него, приш­лось бы десятки лет строить карьер. Тут уж надо строить шахту.

Для строительства современного карьера, такого, например, как Лебединский на Курской магнитной аномалии, нужны самые высокопро­изводительные землеройные машины, самый высокопроизводительный транспорт. Ведь чтобы добраться до рудной залежи не узким колодцем шахтного ствола, а широченным кратером карь­ера, нужно снять всю «крышку сундука», в ко­торый природа спрятала свое сокровище. А эта «крышка» на том же Лебединском месторождении КМА весила 32 млн. m!

Лебединский карьер помогли строить... корабли. Правда, не обычные корабли, а плавучие земснаряды. Сначала в «крыш­ке сундука» над залежью прекрасной желез­ной руды экскаваторы выкопали большую яму — котлован. Когда котлован заполнили грунто­вой водой (а подземной воды на КМА — целое море), туда спустили собранные прямо в степи земснаряды.

Плавучий земснаряд — это небольшой ко­рабль с ажурной стрелой, как у подъемного крана. К стреле прикреплена тупоносая сталь­ная фреза. Когда стрела опускается, фреза упирается в дно котлована и, вращаясь, раз­рушает это дно. Куски разрушенной породы вместе с водой затягиваются в воронку земле­соса и мощными насосами по трубам выносятся из котлована далеко в степь. Три плавучих земснаряда помогли быстро снять «крышку» с Лебединского клада, или, как говорят гор­няки, «вскрыть месторождение».

Но, как правило, карьеры строят с помо­щью экскаваторов и автомобилей-самосвалов или электровозов с самоопроки­дывающимися вагонами—думпкарами. Экскаваторы постепенно срывают породу над залежью, а самосвалы или электровозы с думп­карами отвозят ее в сторону от будущего карьера и сбрасывают в отвал.

Если «крышка» состоит не из песка или гли­ны, а из твердых пород, например крепкого известняка, то камень сначала взрывают.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ