.
Меню сайта
|
Турбобур и электробурТурбобур и электробурИ такая машина была построена впервые в мире советским инженером М. А. Капелюшниковым в 1923 г. На поверхности земли, на вышке, не было видно никакого ротора, и тем не менее буровая колонна быстро уходила вглубь гораздо быстрее, чем раньше. Все дело в том, что изобретатель поместил мотор не наверху, а внизу — рядом с буровым инструментом. Теперь всю свою мощность мотор расходовал только на вращение самого бура. У этого необыкновенного станка и мотор был необыкновенный. Инженер Капелюшников заставил вращать бур ту самую воду, которая раньше только вымывала из скважины разрушенную породу. Теперь, прежде чем достигнуть дна скважины, накачиваемый насосом глинистый раствор вращал маленькую турбину, к которой прикреплен буровой инструмент. Новый станок назвали турбобуром. Со временем его усовершенствовали. Теперь в скважину опускают множество турбин, насаженных на один вал. Понятно, что мощность такой «многотурбинной» буровой машины во много раз больше и бурение идет во много раз быстрее. Другая замечательная советская буровая машина — электробур. Электробур, изобретенный А. П. Островским и Н. В. Александровым, пробурил первые нефтяные скважины в 1939 г. У этой машины колонна труб, на которой подвешен бур, тоже не вращается, работает только сам буровой инструмент. Но крутит его не водяная турбина, а электрический двигатель. Двигатель электробура помещен в стальную «рубашку» — кожух, заполненный маслом. Масло все время находится под высоким давлением, поэтому окружающая вода не может проникнуть в двигатель. А чтобы мощный мотор мог поместиться в узкой нефтяной скважине, пришлось сделать его очень высоким, и двигатель получился похожим на столб: диаметр у него как у блюдца, а высота — 6 — 7 м, в два с лишним раза выше комнаты.
|
ПОИСК
Block title
|