. Турбобур и электробур
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Турбобур и электробур

Турбобур и электробур

И такая машина была построена впервые в мире советским инженером М. А. Капелюшниковым в 1923 г. На поверхности земли, на вышке, не было видно никакого ротора, и тем не менее буровая колонна быстро уходила вглубь го­раздо быстрее, чем раньше. Все дело в том, что изобретатель поместил мотор не наверху, а вни­зу — рядом с буровым инструментом. Теперь всю свою мощность мотор расходовал только на вращение самого бура.

У этого необыкновенного станка и мотор был необыкновенный. Инженер Капелюшников заставил вращать бур ту самую воду, которая раньше только вымывала из скважины разрушен­ную породу. Теперь, прежде чем достигнуть дна скважины, накачиваемый насосом глинистый раствор вращал маленькую турбину, к которой прикреплен буровой инструмент.

Новый станок назвали турбобуром. Со временем его усовершенствовали. Теперь в скважину опускают множество турбин, наса­женных на один вал. Понятно, что мощность такой «многотурбинной» буровой машины во много раз больше и бурение идет во много раз быстрее.

Другая замечательная советская буровая машина — электробур.

Электробур, изобретенный А. П. Островским и Н. В. Александровым, пробурил первые неф­тяные скважины в 1939 г. У этой машины колон­на труб, на которой подвешен бур, тоже не вра­щается, работает только сам буровой инстру­мент. Но крутит его не водяная турбина, а электрический двигатель.

Двигатель электробура помещен в стальную «рубашку» — кожух, заполненный маслом. Мас­ло все время находится под высоким давлением, поэтому окружающая вода не может проникнуть в двигатель. А чтобы мощный мотор мог поме­ститься в узкой нефтяной скважине, пришлось сделать его очень высоким, и двигатель полу­чился похожим на столб: диаметр у него как у блюдца, а высота — 6 — 7 м, в два с лишним раза выше комнаты.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ