.
Меню сайта
|
Радиоприемник, радиола и магнитофонРадиоприемник, радиола и магнитофонСамый распространенный радиоаппарат — это, несомненно, радиовещательный приемник. Трудно найти человека, который не видел бы его, не умел бы с ним обращаться. Но приемник совсем не так прост, как это может показаться с первого взгляда. В нем работает большое число сложных и совершенных радиоэлектронных блоков. В общих чертах все приемники устроены одинаково. Радиоволны наводят в приемной антенне высокочастотные токи, и они прежде всего попадают на фильтр — колебательный контур. Контур из всех переменных токов выбирает только один, частота которого совпадает с частотой собственных колебаний этого контура. Если нужно принять другую станцию, т. е. выделить переменный ток другой частоты, то для этого достаточно изменить собственную частоту контура (о настройке контура рассказано на стр. 157). Для резкого изменения частоты (переход с одного диапазона на другой) с помощью переключателя диапазонов вводят в действие ту или иную контурную катушку. Плавную перестройку контура (в пределах одного диапазона) производят с помощью конденсатора переменной емкости. Одна из самых важных характеристик приемника — избирательность— говорит о способности «коллектива» колебательных контуров выделять нужный сигнал и ослаблять все остальные. Колебательные контуры обычно совмещают с ламповыми или транзисторными усилителями. Их задача — усилить слабый сигнал, сделать его пригодным для дальнейших преобразований. Способность приемника «вытягивать» слабые сигналы зависит от его чувствительности. Она, в свою очередь, определяется числом усилительных каскадов, а также типом ламп или транзисторов. Обязательный элемент любого приемника — детектор. Здесь происходит преобразование высокочастотного сигнала, и на свет появляется переменный ток низкой частоты. Но он еще очень слаб и едва мог бы «раскачать» мембрану телефона. Поэтому за детектором следует усилитель низкой частоты (НЧ) с мощным выходным каскадом, который через выходной трансформатор направляет низкочастотный ток в катушку громкоговорителя. Низкочастотный тракт приемника — усилитель НЧ с громкоговорителями — используют для воспроизведения грамзаписей. Двигаясь по пластинке и следуя за всеми неровностями звуковой дорожки, звукосниматель, подобно микрофону, преобразует механические колебания в электрические. На выходе его появляется переменный ток низкой частоты — электрическая копия записанного звука. Этот переменный ток усиливается, а затем превращается в звук точно так же, как сигнал, полученный после детектора. Приемник, объединенный с электропроигрывателем, называют радиолой. Несколько лет назад во всех проигрывателях и радиолах была только одна скорость вращения диска — 78 об/мин. В дальнейшем с появлением новых материалов для пластинок и улучшением аппаратуры звукозаписи оказалось возможным повысить точность нанесения звуковой дорожки, с особой тщательностью воспроизводить все ее изгибы. Это, в свою очередь, позволило сблизить дорожки и, что особо важно, сжать рисунок, уменьшить протяженность дорожки. Естественно, что по «сжатой» дорожке игла движется медленнее, чем но обычной, а на пластинке умещается более длинная запись. Такие пластинки — их называют долгоиграющими — рассчитаны на одну из трех «медленных» скоростей — 45, 33 или 16 об/мин.
В последние годы большую популярность приобрели магнитофоны. Они записывают звук на магнитную пленку и воспроизводят запись. Все вы знаете, что, если пропустить по катушке электрический ток, вблизи нее появится магнитное поле. И если поднести к такой катушке железный предмет, то он намагнитится. А теперь представьте себе, что в катушку направили переменный ток от микрофона, а мимо нее непрерывно движется тонкая стальная лента. Если перед микрофоном звучит речь или музыка, ток в его цепи меняется, а вместе с ним меняется и магнитное поле катушки. В итоге па движущейся ленте остается магнитный «след», появляются по-разному намагниченные участки. Чем громче звук микрофона, тем сильнее ток в катушке, тем больше намагнитится участок стальной ленты. Теперь посмотрим, как происходит обратный процесс — как считывается запись с магнитной ленты. Для этого нужно прежде всего вспомнить, что такое электромагнитная индукция. Если изменять магнитное поле вблизи проводника (или катушки), то в этом проводнике наведется ток, который будет повторять все изменения магнитного поля. Это значит, что если равномерно протягивать вблизи катушки ленту с магнитной записью, то в цепи катушки появится переменный ток — копия записанного на этой ленте звука. В современных магнитофонах используют не стальную ленту, а специальную ферромагнитную пленку. Иногда запись осуществляют и на тонкую стальную проволоку. Пленка для магнитной записи, так же как и кинопленка, изготовлена из полимерных материалов, а с одной стороны на нее нанесен тончайший слой окислов железа. Именно этот слой намагничивается при записи, и пленка превращается в магнитную фонограмму. Запись и воспроизведение звука осуществляют с помощью магнитных головок, расположенных на кольцеобразных сердечниках из специальных магнитных сплавов. В сердечнике имеется тонкая (в несколько микрон) щель, к которой плотно прилегает движущаяся пленка. В некоторых магнитофонах — три головки: записывающая, воспроизводящая и стирающая. Часто для записи и воспроизведения звука используют одну, универсальную головку. В большинстве магнитофонов запись и стирание записи, т. е. размагничивание пленки, осуществляют переменным током с «неслышимой» частотой 25—50 кгц. Еще не так давно, чтобы получить магнитную запись высокого качества, в частности для того чтобы записывать высшие звуковые частоты, приходилось протягивать пленку с довольно большой скоростью — около 76 см/сек. Сейчас благодаря улучшению свойств пленки и конструкции головок получают достаточно высокое качество при значительно меньших скоростях — 19,5 и даже 9,5 см/сек. Перематывают пленку со значительно большей скоростью. Одна из важнейших характеристик всякого приемника, радиолы или магнитофона — это полоса воспроизводимых частот. В приемниках высокого класса, где работает несколько «разноголосых» громкоговорителей, полоса частот очень широка — она легко вмещает весь диапазон симфонического оркестра: от 30 гц до 12—15 кгц. В средних приемниках полоса заметно уже, а в карманных совсем узкая — от маленького громкоговорителя трудно ждать высокого качества звучания. Правда, и в хорошем приемнике в ряде случаев (например, при приеме далекой станции или проигрывании шипящей пластинки) приходится с помощью регуляторов тембра искусственно сужать полосу частот для того, чтобы «срезать» мешающие звуки. Приемники прямого усиления, где сигнал проходит прямой путь антенна — усилитель ВЧ— детектор — усилитель НЧ — громкоговоритель (телефон), встречаются сейчас сравнительно редко. Уже давно основным типом радиоприемного устройства стал супергетеродин. Здесь высокочастотные токи для начала «стригут под одну гребенку» — направляют их в специальный преобразовательный каскад, откуда любой принятый сигнал независимо от его «прошлого» выходит, имея стандартную промежуточную частоту. Настройка на станцию сводится к тому, что с помощью вспомогательного генератора — гетеродина промежуточную частоту получают из сигнала то одной, то другой, то третьей станции. В дальнейшем сигнал промежуточной частоты детектируют самым обычным способом — он модулирован точно так же, как и высокочастотный ток на входе приемника. Высокое качество звучания дают передачи с частотной модуляцией сигнала. С каждым годом они пользуются все большей популярностью. Однако сигнал, модулированный по частоте, занимает очень широкую полосу частот — 250 кгц вместо обычных 10 кгц. Из-за «тесноты в эфире» его можно без ущерба разместить только на ультракоротких волнах. Во многих современных приемниках имеется специальный блок для приема радиостанций УКВ ЧМ, т. е. работающих в диапазоне ультракоротких волн с частотной модуляцией.
Вращая ручку настройки приемника, вы, очевидно, обратили внимание, что на средних волнах работает намного меньше станций, чем на коротких, а на длинных — совсем мало. Дело в том, что каждый передатчик излучает не одну частоту, а целую полосу, и поэтому несущие частоты нельзя сдвигать беспредельно. По международным соглашениям, между ними приходится соблюдать определенный интервал, как правило, 10 кгц. Общая полоса частот радиовещательного длинноволнового диапазона около 270 кгц (от 150 до 430 кгц), и поэтому здесь может работать, не мешая друг другу, всего 27 станций. Емкость диапазона средних волн намного больше — около 100 станций, а на коротких волнах можно было бы разместить больше 2000 радиовещательных передатчиков. Отметим, что коротковолновый диапазон в основном используется для дальней радиосвязи, а вещательные станции занимают на нем лишь небольшие островки, в частности участки в районе волн длиной 25, 31 м и др. Но больше всего свободной территории на ультракоротких волнах. Только в диапазоне метровых волн можно разместить почти в 10 раз больше станций, чем на длинных, средних и коротких волнах, вместе взятых, а емкость сантиметрового диапазона еще в 100 раз больше. Именно поэтому на УКВ можно передавать «громоздкие», занимающие очень широкую полосу частот сигналы, например УКВ ЧМ или телевизионный сигнал. |
ПОИСК
Block title
|