. Реле
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Реле

Реле

В середине XIX в. во многих странах стала строить электрические телеграфы, и тут обна­ружилось, что ток батареи передающей стан­ции ослабевает с расстоянием из-за сопротив­ления проводов и утечки на линии.

До конца длинной линии ток доходил на­столько ослабевшим, что приемный телеграф­ный аппарат не работал.

И строители телеграфов нашли выход из положения.

Всю линию они разделили на несколько участков. В конце каждого из них поместили устройство, состоящее из электромагнита с по­движным якорем и контактом. Приходящий изда­лека слабый ток попадал в обмотку электро­магнита. Якорь притягивался к сердечнику и замыкал с помощью контактов цепь тока от местной батареи. И уже этот ток, гораздо более сильный, чем пришедший, направлялся в следующий участок линии.

Новый электротехнический прибор назвали французским словом реле. Чтобы понять, как возникло это название, вернемся мысленно назад, в XIX столетие.

...Покрытые хлопьями пены, изнуренные кони подтащили к почтовой станции дилижанс. Здесь ловкие кучера быстро сменили лошадей, и дилижанс со свежей упряжкой покатил к сле­дующей станции. Так, «на перекладных», еще не очень давно путешествовали во многих стра­нах Европы.

Во Франции замена уставших лошадей све­жими называлась «реле». Это слово и исполь­зовали создатели усилительных станций на те­леграфных линиях.

Электромагнитное реле — это электромагнит, якорь которого переключает одну или несколько цепей. Реле не только старейший прибор автоматики, но и один из самых распространенных элементов. Многие автоматические системы, например телефон­ные станции, содержат тысячи электромагнит­ных реле.

Чувствительные электромагнитные реле требуют для срабатывания, т. е. переключения контактов из одного положения в другое, мощ­ность не более тысячной доли ватта. Самое короткое время срабатывания электромагнит­ного реле — тысячные доли секунды. При необ­ходимости время срабатывания можно удлинить (например, в электромагнитных реле времени) до нескольких десятых долей секунды.

Электрическая цепь, по которой приходит сигнал от датчика или усилителя, называется управляющей. Она управляет, коман­дует другой цепью — управляемой, в которой появляется сильный ток. С помощью реле можно заставить работать электродвига­тели, нагревательные печи и другие исполни­тельные механизмы, включенные в управляе­мую цепь.

В автоматике, кроме магнитных, применяет­ся много других типов реле — электрон­ных, фотоэлектрических, элект­ромеханических и т. д.

Таким образом, реле — это такое устрой­ство, которое при плавном изменении входного воздействия переходит скачком из одного поло­жения равновесия в другое: при достижении известного значения входной (управляющей) величины резко, скачком изменяется выходная (управляемая) величина.

Между реле и усилителями есть много общего, поэтому сравнительно нетрудно усили­тельную схему заставить работать в релейном режиме, т. е. обеспечивать не плавное, а скач­кообразное изменение той или иной величины.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ