.
Меню сайта
|
Вторичные, но на первом местеВторичные, но на первом местеЭлектрические двигатели называют иногда «вторичными», потому что энергию для них надо предварительно выработать с помощью какого-нибудь первичного двигателя и электрического генератора. Но эти бездымные, почти бесшумные, мощные и долговечные двигатели успели занять первое место среди всех других. А в промышленности — на заводах, фабриках, стройках — они господствуют безраздельно.
Почти полтора века известно, что провод с током, помещенный между полюсами магнита, начинает двигаться. Если из какого-либо проводника сделать рамку и пустить ток по ее контуру, рамка повернется на 90°. Что ж, возьмем много таких рамок, натянем на общий барабан, а вокруг поставим сильные магниты. Это и будет электродвигатель постоянного тока. Барабан называют якорем, а концы рамок — витков — присоединяют к распределительному устройству —коллектору — на валу якоря. Коллектор — это набор изолированных друг от друга пластин, которые во время вращения вала поочередно касаются двух неподвижных металлических щеток. По щеткам к пластинам коллектора подводится постоянный ток. Он проходит по рамке в тот момент, когда щетки касаются соединенных с нею пластин коллектора. А потом вместе с якорем коллектор поворачивается, к щеткам подходят две другие пластины, и ток получает следующая рамка. Электродвигатели постоянного тока могут быстро набирать скорость вращения вала и менять ее по нашему усмотрению. Они легко дают «задний ход» — начинают вращаться в обратную сторону. Могучие и быстроходные советские электровозы, поезда метро и электропоезда оснащены только такими двигателями. Но электростанции, как правило, вырабатывают не постоянный ток, а переменный. Чтобы питать им коллекторный электродвигатель, ток нужно выпрямить, превратить в постоянный. Это довольно сложное дело. Нельзя ли создать электромоторы переменного тока? Можно, и они уже давно созданы. В таких моторах неподвижная часть (корпус) называется статор ом. На внутренней поверхности статора — три обмотки, три отдельные катушки с проводами, расположенные под углом 120° одна к другой. Когда через такую обмотку пропускают ток, она становится электромагнитом. Катушки соединены так, что переменный ток подается в них не одновременно, а с маленьким сдвигом по времени. Магнитное поле каждой обмотки то усиливается, то ослабевает, то пропадает совсем. Получается, что магнитное поле бежит по внутренней поверхности статора — словно вращается внутри него. Оно может увлечь за собой любой проводник, потому что в первый момент, когда проводник еще неподвижен, вихрь магнитных силовых линий возбуждает в нем электрический ток. А далее все идет по законам движения проводника с током в магнитном поле. В качестве подвижной части таких двигателей можно взять ротор, обмотанный проводом, но еще лучше сделать «беличье колесо» — клетку в виде цилиндра с параллельными прутьями. Концы прутьев соединяют медными кольцами. В обмотку статора дают переменный ток; возникает вращающееся магнитное поле. Следом за ним начинает вращаться и «беличье колесо», совершая работу. Но скорость ротора никогда не достигает скорости вращения магнитного поля, он всегда немного отстает, магнитное поле как бы «скользит» вокруг ротора. Без такого скольжения невозможна работа двигателя, так как в роторе не будут индуктироваться токи, необходимые для движения в магнитном поле. Поэтому двигатели этого типа, созданные в 1889 г. русским ученым М. О. Доливо-Добровольским, названы асинхронными (это значит «не одновременные»). По к. п. д. электродвигатели не имеют равных: больше 90% подведенной электроэнергии они превращают в полезную работу. Правда, не нужно забывать, что двигатели эти все-таки вторичные, а при выработке для них электрической энергии тоже неизбежны энергетические потери. |
ПОИСК
Block title
|