.
Меню сайта
|
Техника и эстетикаТехника и эстетикаВы подъезжаете к зданию, похожему на закрытый бассейн или дворец спорта. Вам, вероятно, в голову не придет, что это ткацкая фабрика. Ни кирпичных стен, ни подслеповатых окон, ни грохота станков. Вы входите в вестибюль, потом в цех и продолжаете удивляться. Полы выложены красивым пластиком. Люминесцентные лампы льют ровный свет, преобладают светло-зеленые тона. Каждые пять минут кондиционеры обновляют воздух — он соперничает с воздухом морского побережья или соснового бора. А шум? Он «уходит» в отверстия перфорированных алюминиевых листов на потолке и пропадает в плитах из минеральной ваты, обернутой в полиамидную пленку. И это не уникальное, не единственное в своем ' роде здание. Фабрика построена из типовых элементов, она первая среди десятков подобных. Таких предприятий будет скоро очень много. Новые науки — техническая эстетика и примыкающая к ней эргономика, изучающие воздействие внешних условий на работоспособность, настроение, качество работы, — пришли на производство. Заводы и фабрики, прошедшие элементарную ступень борьбы за чистоту, гигиену и культуру, становятся сочетанием подлинной красоты и великолепных условий труда. Первые шаги технической эстетики связаны с использованием физиологических и психологических особенностей цвета. Человек не безразличен к цвету. Цвет влияет на наше настроение и здоровье. Одному американскому фабриканту вздумалось окрасить стены, механизмы и столы на фабрике в черный цвет. Выработка упала, среди работниц начались нервные заболевания. К счастью, на фабрику пришел физиолог. «Вы нарушили законы контраста,— сказал он владельцу.— Нельзя шить черную кожу черными нитками на черном столе. Нельзя работать в трауре... Оттого и нервные заболевания». Известен и такой опыт. Рабочие носили одинаковые по весу черные и белые ящики. В один голос они заявили, что черные тяжелее. Цвет вредит, если он угнетает, мешает различать предметы, требует дополнительного освещения, скрывает опасность. И помогает, если он спокоен, если радует глаз. Цвет способен сослужить хорошую службу людям. Обо всем этом думали в институте «Оргстанкинпром». Там готовился типовой проект «Культура машиностроительного предприятия», который рабочие назвали потом «проектом красоты». Инженеры, составлявшие проект под руководством физиологов, решили изгнать из заводских цехов вредные грязно-серые тона. Физиологи же доказали, что самый полезный цвет для работы — зеленый. Он снижает давление внутри глаза, способствует нормальному кровообращению, облегчает работу мышц, успокаивает. А красный, например, возбуждает, поднимает настроение, но быстро утомляет. Его лучше всего использовать для предупреждения об опасности. Но как перенести эти особенности в помещение, где работают, а не созерцают цвет? Где рабочий, переводя взгляд с черного пола, не отражающего свет, на зеркально-блестящую деталь, вынужден портить глаза и терять время, пять секунд приспосабливая зрение? Очевидно, нужно создать гамму неутомительных контрастов, использовать так называемые дополнительные успокаивающие цвета. Немало было споров, опытов, набросков, отвергнутых вариантов... И вот на чертеже, наконец, возникает картина цеха. Потолок и верхняя часть стен белые — они отражают и рассеивают свет. Нижняя часть стен и машины окрашены в светло-зеленый, после которого глаз легче всего приспособится к другому цвету. Черный пол уступает место серому или коричневому. В проекте учтены и требования безопасности: подвижные части машин светлее неподвижных; издалека предупреждают о себе красные электрокары и открытая электроаппаратура; на фоне серебристых перекрытий четко виден желто-черный крюк крана. В инструментальном цехе, где нужна особая точность, тона светлее, чем в механическом, а в горячих цехах стены выложены «прохладными» синими плитками. Чем тяжелее машины, тем «легче» их цвет: так на чертеже возникают белые печи, голубые прессы и т. д. Чертежи, разосланные заводам, оживают. Экскаваторный завод в Таллине, радиозаводы в Риге, «Автогенмаш» в Одессе, Минский тракторный, Тбилисский станкостроительный и др. перекрашивают цехи и машины. Хорошее освещение, приятные цвета и их разумное соотношение благотворно сказываются на работоспособности и продуктивности. Администрация отмечает значительное увеличение производительности и экономию электроэнергии, технологи и контролеры — снижение брака и большую точность, инспектора по технике безопасности и врачи — отсутствие несчастных случаев, а рабочие — отличное настроение, уменьшение усталости и увеличение заработка. Изгнав унылый грязно-серый цвет, оборудовав по-новому рабочие места, заводы объявили войну еще одному врагу — шуму. На рижских заводах ВЭФ и «Саркана звайгзне» можно увидеть десятки остроумных приспособлений, гасящих грохот, скрежет и визг различных машин и механизмов. Вместо шума во многих цехах негромко звучит теперь приятная и бодрая музыка.
Энтузиасты обновления производства провели и первые опыты с генератором запахов: когда-нибудь в цехах, лабораториях и конструкторских бюро появится аромат соснового леса или моря, ковыльной степи или цветущего сада. Работая над этим генератором, конструкторы исходят из теории, утверждающей, что запахи связаны не только со строением молекул, но и с электромагнитными колебаниями. В облик предприятий вносят свою лепту и художники. Художник знает о свойствах цвета не только то, что говорит ему физиолог или психолог, но и то, что «говорит» искусство. Искреннее восхищение искусствоведов, физиологов и, главное, рабочих вызвал опыт рижских художников, участвовавших в реконструкции механического завода в Айзпуте. Там светло-зеленый цвет оставлен только станкам, которые окружены желтыми стенами. Возбуждающее действие желтого цвета уравновешивается синими трубами и крупными декоративными фотографиями. Художники стараются помочь конструкторам и при работе над станками, придать станкам современные формы, сделать их красивыми и удобными, смягчить переходы от света к тени, отбросить лишнее. Первые такие станки для фрезерования и ультразвуковой обработки создали выпускники Московского художественно-промышленного училища. Исследования физиологов, психологов, художников, специалистов по светотехнике и акустике и, наконец, архитекторов, которым химия и промышленность вручили новые материалы, нашли свое воплощение в великолепных проектах реконструкции московских заводов — автомобильного, шлифовальных станков, а также в проекте новой ткацкой фабрики, о которой мы рассказали вам вначале. Облик предприятия ближайшего будущего вырисовывается отчетливо. Но каковы будут условия труда на полностью автоматизированном заводе, где людям придется работать только у пульта управления и где центральной фигурой станет оператор, человек высококвалифицированного интеллектуального труда? Работу операторов облегчили автоматические регуляторы. Людям осталось лишь следить за приборами. Однако простое наблюдение тоже связано с нервным напряжением, пожалуй, не менее вредным, чем физическая усталость. Психологи и специалисты по кибернетике, призвав на помощь достижения технической эстетики в области цвета и форм, принялись за эксперименты, направленные на облегчение труда оператора. Начало им было положено проектированием поста управления котлами и турбинами для ТЭЦ № 21 в Москве. Этот пост создан во ВНИИТЭ — Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики. С помощью архитекторов и художников длину панели с приборами удалось сократить втрое. На панели отчетливо выделяются штриховые символы машин. Красные и зеленые цепочки, усеянные сигнальными лампами, расположены в строгой логической и технологической последовательности. Психологи утверждают, что три четверти аварий в автоматических системах происходит не из-за отказа машин, а из-за ошибок при чтении показаний приборов. Они выяснили, что большую возможность ошибки дает вертикальная шкала, меньше — горизонтальная и еще меньше — шкала в форме окна. На основе этих выводов и были выбраны формы шкал на пульте. Оборудовав ТЭЦ, инженеры, психологи и архитекторы выполнили еще одну интересную работу. Они создали выдержанную в мягких, теплых тонах «зону отдыха» для оператора, командующего автоматической техникой в одном из цехов Воскресенского химического комбината. Приборы контролируют процесс, а оператор отдыхает в удобном кресле у журнального столика. Но вот зажигается сигнальный глазок над прибором, у столика гаснет свет, затихает музыка, льющаяся из репродукторов, — автоматы зовут человека на помощь. Инженеры и психологи предлагают прибавить к световой сигнализации еще и музыкальную. ...Все идет хорошо, система работает нормально. Оператор читает. Но вот в механизмах ТЭЦ что-то произошло — зажглись красные огоньки, зазвучали, повторяясь, тревожные музыкальные такты. Оператору достаточно одного взгляда на пульт, чтобы принять решение: вся схема агрегатов потухла, ярко выделяются лишь элементы, относящиеся к той турбине, где может произойти неладное. Все очень просто, и оператор спокоен: критический момент он не упустит, у него еще остается время для размышления. |
ПОИСК
Block title
|