.
Меню сайта
|
Надежность и долговечностьНадежность и долговечностьКонечно, хорошо, когда внешний вид машины радует глаз (см. ст. «Техника и эстетика»). Но надежность машины в работе — более важное качество. Надежность машины складывается из двух основных моментов: прочности конструкции и четкости работы механизмов. Казалось бы, выбирая наиболее прочные материалы, увеличивая размеры и сечение деталей, конструктор может создать «сверхпрочную» машину, которая выдержит любую нагрузку. Но такое решение будет неверным. Оно приведет к излишней затрате материалов и труда на их обработку, к увеличению веса и размеров машины. Может случиться и так, что «сверхпрочная» машина окажется неуклюжей и непригодной к работе. Значит, к вопросу прочности надо подходить более разумно. Безусловно, все детали машины должны быть рассчитаны на ту нагрузку, которую им придется выдерживать при работе, но наиболее ответственные из них должны иметь определенный запас прочности. И величина этого запаса определяется прежде всего назначением детали и последствиями в случае ее поломки. Возьмем для примера обыкновенный стальной трос. С его помощью раздвигают занавес перед экраном в кинотеатрах, поднимают грузы на подъемных кранах и людей в кабинах лифтов и т. д. Что произойдет, если оборвется трос занавеса? Ничего особенного — занавес раздвинут вручную. При обрыве троса подъемного крана упадет груз, и это может причинить серьезный ущерб. И уж совсем недопустимо, чтобы оборвался трос пассажирского лифта. Кроме того, в кабину лифта иногда заходит пассажиров больше, чем положено. Поэтому, конструируя пассажирский лифт, конструктор обязан применять тросы, способные выдержать нагрузку в пять раз больше расчетной. Иными словами, конструктор должен в данном случае предусмотреть пятикратный запас прочности. Значительно труднее обеспечить четкость работы всех механизмов машины. И эта трудность тем больше, чем машина сложнее. Следовательно, конструктор должен стремиться к простоте кинематической и электрической схем машины. Чем меньше движущихся и трущихся деталей, чем меньше электрических контактов, тем легче обеспечить их четкую работу.
Подчас работа машины зависит от работы не очень важных на первый взгляд ее деталей. Если, скажем, засорится фильтр бензопровода в автомобиле, то двигатель заглохнет и машина постепенно остановится. А если прекратится подача топлива или смазка в двигателях большого скоростного самолета — это грозит катастрофой. Следовательно, конструктор должен оценить значение каждого узла и последствия его повреждения и, если надо, предусмотреть установку резервных устройств. С другой стороны, многие мелкие неисправности, возникающие в машинах во время работы, не принесут вреда, если их вовремя заметить и устранить. Поэтому, создавая, например, гидравлическую или паровую турбину для электростанции, необходимо предусмотреть соответствующие контрольно-измерительные приборы и устройства, своевременно сигнализирующие о возникших не нормальностях в работе машины. Если все эти условия выполнены, машину можно считать надежной. Но как долго она будет такой? Вечных машин, конечно, не бывает: даже самые прочные детали рано или поздно изнашиваются, даже самый крепкий металл устает и разрушается. Но разные детали работают в различных условиях. Станина станка, например, во время работы стоит неподвижно, а шпиндель непрерывно вращается. Разумеется, изнашиваться они будут неодинаково. В каждой машине есть группа деталей, которые изнашиваются значительно быстрее, чем другие. Следовательно, одним из способов продления срока службы машины и сохранения ее надежности является своевременная замена быстро изнашивающихся деталей и целых узлов. Исходя из назначения машины и условий ее будущей работы, конструктор должен определить время надежной работы этих деталей, сроки замены, а также обеспечить возможность заменять их удобно и быстро. При этом в ряде случаев с целью повышения надежности машины такая замена производится задолго до износа механизма. Так, авиационные двигатели снимают с самолетов после определенного времени их работы, даже если они в хорошем состоянии. А на судах и наземных машинах они работают в несколько раз дольше. Мы говорили о том, что конструктор должен в новой машине использовать возможно больше деталей и приборов, уже выпускаемых промышленностью. Но и к этому вопросу надо подходить очень внимательно. Представьте себе, что конструкторское бюро разработало, а завод изготовил сложную электронно-счетную машину. Все в ней хорошо продумано, и завод сделал все возможное, чтобы машина была надежной. В этой машине завод применил электронные лампы, изготовленные на другом заводе. И завод электронных ламп в свою очередь сделал свои лампы тоже добротными и установил им большой срок службы, скажем тысячу часов. Но мы не учли одного обстоятельства. Дело в том, что в счетной машине пять тысяч ламп. Через некоторое время лампы начнут выходить из строя, и постепенно вероятность порчи ламп составит до 5 штук в час! Разве такую машину можно считать надежной? Поэтому создатели машин пошли по другому пути: они стали применять в электронно-счетных устройствах вместо ламп более надежные полупроводниковые приборы и тем самым повысили надежность работы всей машины в целом. Конечно, нельзя всю ответственность за надежность и долговечность машины возлагать на конструкторское бюро. Не менее важную роль играет и завод-изготовитель. Высокое качество используемых материалов, правильность изготовления деталей, строгое соблюдение технологии их обработки, точность сборки и общая культура производства — обязательные условия высокого качества машины. Разумеется, надежность работы машин во многом зависит и от обращения с ней в эксплуатации. Машина требует внимания и бережного отношения. У одного велосипед служит несколько лет, а у другого приходит в негодность за одно лето.
Нельзя забывать и о том, что повышение надежности и долговечности не дается даром — оно неизбежно ведет к увеличению стоимости машины. До каких же «пределов» следует увеличивать надежность, а следовательно, и стоимость машины? Ответ на этот вопрос должны дать экономические расчеты. В одном случае, например, надо определить, что выгоднее: сделать дорогую машину, которая будет безотказно работать десять лет, или машину подешевле, которую через пять лет заменить другой, более совершенной? В другом — сравнить, что больше: затраты на изготовление дорогих, но надежных машин или убытки от простоев из-за частых ремонтов более дешевых машин? В третьем — учесть значение этих машин в работе других машин, цеха или завода в целом. На основании этих расчетов определяется экономически целесообразная степень надежности и долговечности новых машин. Но в том случае, когда от надежности машины зависит здоровье и жизнь людей, вопросы ее стоимости отступают на второй план. |
ПОИСК
Block title
|