. Взаимозаменяемость и допуск
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Взаимозаменяемость и допуск

Взаимозаменяемость и допуск

Однако новую машину, конечно, невозможно создать только из стандартных изделий и дета­лей. Многие узлы и детали нужно конструиро­вать заново. Но и в этом случае конструктор обя­зан придерживаться определенных требований. Прежде всего требования взаимозаме­няемости деталей. Это значит, что детали от одной машины должны свободно подходить к другим машинам того же типа. Например, все детали к велосипеду «Орленок» должны под­ходить к любому велосипеду этой марки. Это достигается, с одной стороны, путем использо­вания уже известных нам стандартных или нор­мализованных размеров соединений, а с дру­гой — применением системы допусков.

Что это значит?

Возьмем, например, валик, который должен входить в отверстие втулки. Конструктор при расчетах указывает для валика и для отверстия втулки одинаковый, так называемый номи­нальный диаметр. Но при изготовле­нии деталей выдержать этот размер абсолютно точно не удается. В результате не каждый ва­лик войдет в каждое отверстие, и детали ока­жутся не взаимозаменяемыми.

Чтобы этого не случилось, конструктор в чертежах на сопряженные детали должен указать допуски, т. е. допустимые отступления от размеров. Валик можно выточить точно по раз­меру или немного меньше, а отверстие — точно по размеру или чуть больше. И если допуски будут выдержаны, детали окажутся взаимоза­меняемыми — любой валик войдет в любое отверстие. Это, конечно, очень простой пример. Но, правильно применяя систему допусков, можно добиться взаимозаменяемости сложных деталей и целых узлов машины.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ