. Устройства управления
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Устройства управления

Устройства управления

Как мы уже установили, основные рабочие операции машина выполняет сама, а человеку остается только управлять ею. Для этого каж­дая машина имеет различные рукоятки, штур­валы, рычаги, педали и кнопки, при помощи которых человек включает двигатели, направ­ляет режущий инструмент и т. д.

Увеличение габаритов и мощности машин, повышение скорости их движения и работы при­вели к тому, что физических возможностей че­ловека стало недостаточно, чтобы управлять современными сложными машинами.

На помощь человеку пришли созданные им специальные системы управления — гидрав­лическая (масло под давлением), пнев­матическая (сжатый воздух) и элек­трическая. Такие системы называются сервоприводами.

За примерами нам далеко ходить не придет­ся. Водитель «Москвича», нажимая педаль тор­мозов, передает усилие через тормозную жидкость на колодки тормозов и останавливает машину. Усилия шофера тем более недостаточ­но, чтобы остановить тяжелый, 25-тонный само­свал, а тем более 65-тонный. Педаль в само­свале та же, что и на «Москвиче», но, нажимая ее, шофер только открывает клапан, а остана­вливает машину сжатый воздух, который по­ступает в тормозные цилиндры.

Моторист легкого катера усилием своих рук, поворачивая штурвал, свободно разворачивает катер в любом направлении. А управлять рулями большого корабля помогают мощные элек­трические машины.

Лопатки направляющего аппарата турбин Братской ГЭС имеют высоту более трех метров, весят несколько тонн и прижимаются друг к дру­гу гигантским давлением воды. Попробуй, поверни их! Но машинисту и не надо этого де­лать самому. Ему помогает масляная система регулирования турбины.

Многие сложные машины имеют комби­нированные системы управления. Например, вы нажали кнопку, и электри­ческий ток открыл электромагнитный клапан на маслопроводе. Масло поступило в сервомотор, и он повернул тяжелые лопасти турбины.

Эти системы управления не только умно­жили силы человека, но сделали его как бы «многоруким». Они позволили одному человеку управлять сразу несколькими машинами и механизмами.

Спуститесь в метрополитен. К платформе подходит поезд. Одним поворотом рукоятки при помощи сжатого воздуха машинист открывает и закрывает все двери вагонов. Конечно, осу­ществить такое управление при помощи про­стых рычагов и троса было бы невозможно.

Машины становятся все более производитель­ными, скорость их работы увеличивается, и че­ловек уже «не успевает» следить за ними и управлять их работой. Появляются устройства, которые управляют машинами без участия че­ловека. В этом — будущее машиностроения (см. статьи раздела «Автоматика»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ