. Опоры
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Опоры

Опоры

Еще одна важная часть машины — опоры, обеспечивающие надежную работу вращающих­ся частей и деталей машины. Известно, что между поверхностями вала и отверстий, в ко­торых он вращается, возникает трение. Оно пре­пятствует вращению, нагревает металл и в ко­нечном счете может привести к поломке маши­ны. Как же бороться с трением?

Вспомните: волочить какой-либо тяжелый предмет по скользкой, мокрой глине значитель­но легче, чем по шероховатому асфальту. А если приходится волочить по асфальту, то лучше подкладывать под предмет какие-нибудь катки. На языке техники это значит, что уменьшить трение можно, заменив сухое трение трением скольжения или трением качения.

Опорные участки вала — их называют шипами или шейками — протачивают, шли­фуют и помещают в специальные опоры — подшипники, которые разделяются на две ос­новные группы: подшипники скольжения и под­шипники качения.

Подшипники скольжения со­стоят из разъемного корпуса и вкла­дышей. При сборке вал кладется отшлифо­ванными шейками на нижние половины вкладышей и покрывается верхними половин­ками вкладышей.

Делаются вкладыши из бронзы или специаль­ного сплава. Благодаря такому сочетанию тру­щихся материалов (черный металл вала по бронзе или другому сплаву) трение значительно снижается. Но этого мало. На внутренней поверхности вклады­шей имеются бороздки, по которым растекается смазка. Как только вал начинает вращаться, он затягивает под шейки частицы масла. Посте­пенно между валом и вкладышами образует­ся масляная пленка, которая приподнимает вал, и он вращается, уже не касаясь поверхности вкладышей. Так сухое трение заменяется жидкостным.

Трение сильно умень­шилось, но не исчезло совсем. При больших скоростях даже трение жидкостного скольже­ния вызывает сильный нагрев подшипника. Его надо охлаждать, и эта обязанность так­же поручается маслу. В одних подшипниках устраивают масляную ванну, а на вал надевают кольца, которые, вращаясь, подают свежее масло из ванны на шейку вала. В другие непрерывно подают мас­ло при помощи специальных насосов. Масло одновременно и смазывает трущиеся поверхности, и охлаждает их.

Как видите, обеспечить надежную работу подшипников скольжения не так-то просто: они требуют повседневного ухода.

Значительно надежнее и удобнее в эксплуата­ции подшипники качения. В таких подшипниках находятся стальные шарики или ролики, которые при вращении катятся по ка­навкам колец между вращающимся валом и не­подвижной опорой. На преодоление трения в шариковом подшипнике тратится всего не­сколько тысячных долей общей нагрузки на вал. Поэтому смазка здесь только снижает тре­ние шариков друг о друга или о сепаратор (металлическое кольцо с гнездами, разделяю­щими шарики между собой на равные расстоя­ния). Задача охлаждения подшипника на нее не возлагается. Достаточно однажды смазать такой подшипник, и вы смело можете не открывать его до следующего ремонта машины.

Решая вопрос о том, какому виду подшипни­ков отдать предпочтение в том или другом случае, надо учитывать также, что подшипники скольжения плохо работают при трогании с места, пока не успела образоваться масляная пленка (к тому же при резких толчках на валу эта пленка весьма легко нарушается). Подшип­ники качения, наоборот, хорошо работают при трогании с места. Но и у них есть недостаток: они плохо переносят очень большие нагрузки, когда давление на шарики или ролики оказы­вается чрезмерно большим.

Какие же подшипники применять для мощ­ных авиационных двигателей, гигантских про­катных станов и других машин, валы которых испытывают очень большие и часто изменяю­щиеся нагрузки? Оказывается, ни те и ни дру­гие. Для таких машин применяют специальные игольчатые подшипники, в ко­торых между кольцами находятся обильно сма­занные тонкие стальные иглы. Сначала такой подшипник работает как роликовый — иглы катятся по поверхности колец. При увеличении скорости вала иглы перестают катиться и вме­сте с маслом образуют внутреннее кольцо, которое скользит между стальными кольцами подшипника. Как видите, в игольчатом подшипнике сочетаются достоинства подшипников скольжения и подшипников качения.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ