.
Меню сайта
|
ОпорыОпорыЕще одна важная часть машины — опоры, обеспечивающие надежную работу вращающихся частей и деталей машины. Известно, что между поверхностями вала и отверстий, в которых он вращается, возникает трение. Оно препятствует вращению, нагревает металл и в конечном счете может привести к поломке машины. Как же бороться с трением? Вспомните: волочить какой-либо тяжелый предмет по скользкой, мокрой глине значительно легче, чем по шероховатому асфальту. А если приходится волочить по асфальту, то лучше подкладывать под предмет какие-нибудь катки. На языке техники это значит, что уменьшить трение можно, заменив сухое трение трением скольжения или трением качения.
Опорные участки вала — их называют шипами или шейками — протачивают, шлифуют и помещают в специальные опоры — подшипники, которые разделяются на две основные группы: подшипники скольжения и подшипники качения. Подшипники скольжения состоят из разъемного корпуса и вкладышей. При сборке вал кладется отшлифованными шейками на нижние половины вкладышей и покрывается верхними половинками вкладышей. Делаются вкладыши из бронзы или специального сплава. Благодаря такому сочетанию трущихся материалов (черный металл вала по бронзе или другому сплаву) трение значительно снижается. Но этого мало. На внутренней поверхности вкладышей имеются бороздки, по которым растекается смазка. Как только вал начинает вращаться, он затягивает под шейки частицы масла. Постепенно между валом и вкладышами образуется масляная пленка, которая приподнимает вал, и он вращается, уже не касаясь поверхности вкладышей. Так сухое трение заменяется жидкостным.
Трение сильно уменьшилось, но не исчезло совсем. При больших скоростях даже трение жидкостного скольжения вызывает сильный нагрев подшипника. Его надо охлаждать, и эта обязанность также поручается маслу. В одних подшипниках устраивают масляную ванну, а на вал надевают кольца, которые, вращаясь, подают свежее масло из ванны на шейку вала. В другие непрерывно подают масло при помощи специальных насосов. Масло одновременно и смазывает трущиеся поверхности, и охлаждает их. Как видите, обеспечить надежную работу подшипников скольжения не так-то просто: они требуют повседневного ухода. Значительно надежнее и удобнее в эксплуатации подшипники качения. В таких подшипниках находятся стальные шарики или ролики, которые при вращении катятся по канавкам колец между вращающимся валом и неподвижной опорой. На преодоление трения в шариковом подшипнике тратится всего несколько тысячных долей общей нагрузки на вал. Поэтому смазка здесь только снижает трение шариков друг о друга или о сепаратор (металлическое кольцо с гнездами, разделяющими шарики между собой на равные расстояния). Задача охлаждения подшипника на нее не возлагается. Достаточно однажды смазать такой подшипник, и вы смело можете не открывать его до следующего ремонта машины. Решая вопрос о том, какому виду подшипников отдать предпочтение в том или другом случае, надо учитывать также, что подшипники скольжения плохо работают при трогании с места, пока не успела образоваться масляная пленка (к тому же при резких толчках на валу эта пленка весьма легко нарушается). Подшипники качения, наоборот, хорошо работают при трогании с места. Но и у них есть недостаток: они плохо переносят очень большие нагрузки, когда давление на шарики или ролики оказывается чрезмерно большим. Какие же подшипники применять для мощных авиационных двигателей, гигантских прокатных станов и других машин, валы которых испытывают очень большие и часто изменяющиеся нагрузки? Оказывается, ни те и ни другие. Для таких машин применяют специальные игольчатые подшипники, в которых между кольцами находятся обильно смазанные тонкие стальные иглы. Сначала такой подшипник работает как роликовый — иглы катятся по поверхности колец. При увеличении скорости вала иглы перестают катиться и вместе с маслом образуют внутреннее кольцо, которое скользит между стальными кольцами подшипника. Как видите, в игольчатом подшипнике сочетаются достоинства подшипников скольжения и подшипников качения. |
ПОИСК
Block title
|