.
Меню сайта
|
ПередачиПередачиВсе двигатели создают вращательное движение, а рабочие органы машин совершают движение по самым разнообразным траекториям и с различными скоростями. Следовательно, передаточные механизмы должны не только передавать движение и усилие от вала двигателя исполнительным (рабочим) и вспомогательным органам машины, но и преобразовывать движение из одного вида в другой, изменять его скорость и направление. Начнем с простого примера: нужно привести в движение водяной насос при помощи электрического двигателя. Рабочее колесо насоса должно вращаться с той же скоростью и в том же направлении, что и вал двигателя. В этом случае достаточно поставить насос рядом с двигателем и соединить их валы между собой. Это делается при помощи простых муфт. Если в процессе работы необходимо разъединять машины на ходу, применяются более сложные, фрикционные или электромагнитные муфты. Во втором случае передача вращения происходит не за счет силы трения, как в первом, а за счет силы магнитного притяжения, возникающего при протекании тока по обмоткам муфты.
Иногда соединяемые части машин находятся на некотором расстоянии друг от друга и оси валов не совпадают. В этом случае используют вал с карданными шарнирами или гибкий вал (трос). Следующая группа устройств для передачи вращательного движения — это ременные и цепные передачи. В отличие от предыдущих они позволяют получать различные скорости вращения. Скорости ведущего и ведомого валов в таких передачах связаны простой зависимостью:
Иными словами, если мы хотим, чтобы ведомый вал вращался быстрее ведущего, мы должны поставить на нем шкив меньшего диаметра, чем на ведущем, и наоборот. Отношение диаметра ведущего шкива к диаметру ведомого называется передаточным числом. (Для цепной передачи диаметры шкивов в формуле надо заменить числом зубцов ведущей и ведомой звездочек.) В некоторых машинах цепные передачи служат еще и частью рабочего органа. Например, ковши землеройной и зубья врубовой машин крепятся непосредственно на цепи и перемещаются вместе с нею. Несмотря на то что ременные передачи наиболее просты, в машиностроении более широко распространены зубчатые передачи. Еле различимые глазом зубчатые колесики отсчитывают время в маленьких наручных часах, а гигантские зубчатые колесища диаметром в несколько метров помогают поднимать огромные щиты в шлюзах, поворачивать стрелы экскаваторов и подъемных кранов. Но для всех таких передач действительна одна и та же формула передачи скоростей. Она сходна с формулой ременных передач: Зубчатые передачи (в этом вы можете убедиться из рисунка) допускают различное расположение валов, различные скорости и направления вращения.
В тех случаях, когда для изменения скорости вращения оказывается недостаточным передаточное число одной пары колес, применяют несколько пар зубчатых колес. Такой механизм, заключенный в отдельный корпус, называется редуктором. Но для многих машин нужны передачи, позволяющие легко и быстро изменять скорость ведомого вала. Для этого в редукторе устанавливают несколько параллельно расположенных валов, на которых находятся зубчатые колеса с различным количеством зубцов. При помощи специальных устройств в зацепление вводят те или иные пары колес. Такие редукторы с изменяемым передаточным числом называются коробками скоростей или коробками передач. Как бы хорошо ни были изготовлены зубья цилиндрических зубчатых колес, при их зацеплении неизбежно происходят удары, отчего они быстро изнашиваются. Поэтому в передачах, испытывающих большие нагрузки, применяют простые косозубые и шевронные зубчатые колеса. Сцепление зубцов у таких колес происходит плавно, без ударов. Следующий вид передач вращательного движения — червячная пара. Червячные редукторы могут иметь весьма большие передаточные числа. В подавляющем большинстве таких передач червяк является ведущим, а зубчатое колесо — ведомым. Но передачей и изменением скоростей вращательного движения не исчерпываются задачи передаточных механизмов. Рабочие органы и вспомогательные устройства многих машин совершают возвратно-поступательное движение, а вал двигателя — вращательное. Поэтому существуют передачи, преобразующие вращательное движение в возвратно-поступательное, и наоборот. Вот, пожалуй, и все основные виды механических передач движения, применяемые в современных машинах. Из их сочетаний в конечном счете состоит любой самый сложный передаточный механизм. Чем больше совершенствуются машины, тем больше требований предъявляется к их механизмам. И не всегда механические передачи позволяют выполнить эти требования. Как ни хороша, например, коробка скоростей, состоящая из зубчатых передач, она позволяет изменять скорость только ступенями, зависящими от передаточных чисел зубчатых колес, находящихся в зацеплении. А вот гидравлическая коробка скоростей обеспечивает плавное изменение скорости в широких пределах. Она состоит из масляного насоса и масляной турбины. Насос находится на ведущем валу, а турбина на ведомом. При работе насос подает масло на лопатки турбины и заставляет ее вращаться. Если все масло из насоса идет на турбину, она вращается с максимальной скоростью. Но вот мы приоткрыли кран. Часть масла пошла в обход турбины, и скорость ее вращения уменьшилась. Чем больше открыт кран, тем медленнее вращается турбина. А если все масло будет проходить мимо турбины, она, конечно, совсем остановится. Следовательно, регулируя подачу масла, можно плавно изменять скорость вращения турбины. Такие гидравлические коробки скоростей уже применяются на металлорежущих станках, в автомобилях и других машинах. Появились уже и мощные магистральные тепловозы с гидравлической передачей, похожей на гидравлическую коробку скоростей. У трактора-экскаватора «Беларусь» нет сложных механических передач от двигателя к ковшу. Двигатель приводит в движение только масляный насос, а масло, поступая под давлением в гидравлические цилиндры, заставляет рычаги совершать все рабочие движения. Другая система передач работает на тепловозе. На нем установлен один мощный дизель. Можно было бы соединить вал дизеля с колесами тепловоза при помощи зубчатых передач. Но дизель — один, колес — много, и такая передача оказалась бы весьма сложной и ненадежной. Поэтому на тепловозе применена электрическая передач а. Рядом с дизелем установлен электрический генератор, а около колес подвешены электрические двигатели. Дизель вращает якорь генератора, генератор вырабатывает электрический ток, который приводит в движение двигатели, а вместе с ними и колеса. Такую же электрическую передачу можно встретить и на крупных кораблях, в том числе и на атомоходе «Ленин». |
ПОИСК
Block title
|