. Двигатели
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Двигатели

Двигатели

Мы уже говорили, что машины бывают и без двигателей, велосипед например. Но таких ма­шин в наше время становится все меньше и мень­ше. Применение двигателей даже в самых про­стых машинах облегчает труд человека, делает его более производительным.

 

 

 

 

 

 

Какие же двигатели применяются в современ­ных машинах?

В технологических машинах главенствующее положение завоевали электрические двигатели. Во-первых, они устроены зна­чительно проще, надежнее других двигателей и имеют более высокий к. п. д. Достаточно сде­лать пыле- и водонепроницаемый, взрывобезопасный корпус, и электрический двигатель смо­жет работать и в любом цехе, и в шахте, и в пыли, и под дождем, и даже под водой.

Во-вторых, электрические двигатели всегда готовы к работе и ими легко управлять даже на расстоянии. Нажатием кнопок вы пускаете двигатель, останавливаете его, меняете направ­ление вращения. Двигатели постоянного тока, кроме того, позволяют плавно регулировать скорость их вращения (см. ст. «Переменный и постоянный ток в технике»).

В-третьих, что очень важно, электрические двигатели позволяют значительно упростить механизмы машин и улучшить их конструкцию.

Раньше станки на заводах приводились в движение с помощью приводных ремней. Не­удобство и несовершенство такого привода не нуждаются в пояснениях. С появлением мно­жества электрических двигателей различной мощности картина резко изменилась. Каждый станок получил свой двигатель. А часто и не­сколько, каждый из которых приводит в дви­жение определенные части машины. Так, например, на гигантском карусельно-расточном станке установлено более 40 электрических двигателей. Такое же количество двигателей имеет шагающий экскаватор. А прокатный стан (см. ст. «Металл приобретает форму») «превзо­шел» всех: в прокате заготовки участвует более тысячи электрических двигателей различной мощности.

Электрические двигатели позволили создать современные высокопроизводительные машины, агрегатные станки, автоматические станочные линии и заводы-автоматы. Благодаря им по­явились удобный электрифицированный инстру­мент и разнообразные машины, облегчающие труд человека в быту.

На некоторых землеройных, грузоподъемных, дорожных и сельскохозяйственных машинах, которым приходится кочевать по полям и бездо­рожью, работать вдали от источников электри­ческого тока, применяются двигатели внутреннего сгорания.

Несколько иное положение в мире транспорт­ных машин. Здесь работают самые различные двигатели, в зависимости от требований, предъ­являемых к машине (скорость, сила тяги), и от того, где она работает (на земле, в воздухе, на воде или под водой). При этом двигатели кон­курируют, доказывая свои преимущества в борьбе за скорость, силу, экономичность.

В воздухе поршневые авиационные дви­гатели внутреннего сгорания быстро уступают место газотурбинным и реактивным. На желез­ной дороге электровозы с электрическими и тепловозы с дизельными двигателями уве­ренно вытесняют паровозы с их несовершенными паровыми машина­ми. А газовая турбина уже начала «наступле­ние» на тепловозный дизель.

На тяжелых грузо­вых автомобилях вместо бензиновых двигателей появляются мощные дизельные, уже давно успешно работающие на тракторах, судах, самоходных баржах. В городском транспорте соперничают электриче­ские, бензиновые и ди­зельные двигатели.

Лишь в космосе пока один «хозяин» — ракет­ный двигатель.

Подробно с устройст­вом и работой различ­ных двигателей вы мо­жете познакомиться, прочитав статьи «Дви­гатели и генераторы» и «Реактивные двигатели».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ