.
Меню сайта
|
Что мы называем машинойЧто мы называем машинойМашина. С этим словом каждый из нас знаком с раннего детства. Мы живем в мире машин. Они окружают нас дома, на улице и на работе. Их гул слышен на земле и под землей, на воде и под водой, в воздухе и даже в космосе. От разнообразия, технического совершенства и количества машин зависят условия и производительность труда человека, благосостояние народа, сила и мощь государства. Машиностроение — основа современной техники, одна из самых важных отраслей промышленности. Многим из вас, конечно, интересно узнать, как делают машины. Но прежде чем познакомиться с машиностроением, давайте ответим на вопрос: а что такое машина? Почему столько устройств, различных по назначению, конструкции и размерам, называют одним универсальным словом — машина? Да потому, что их объединяет одно общее свойство: все они выполняют какую-либо полезную работу. Это основной признак машины. Но его одного мало. Существует целый ряд устройств, которые хотя и выполняют полезную работу, однако машинами не являются. Возьмем для примера две бритвы — электрическую и безопасную. Назначение у них одинаковое — резать волосы. Но электрическая бритва — машина. Она сама выполняет основную рабочую операцию — сама режет волосы. Человек только управляет ею. А вот безопасная бритва не машина, а всего лишь инструмент — простейшее орудие, с помощью которого человек сам совершает работу. Еще пример. Обычная лопата — это инструмент, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели. Но вы без колебаний назовете экскаватор машиной. И не ошибетесь, потому что экскаватор сам совершает полезную рабочую операцию, а человек только управляет им.
Значит, главное отличие машин от других устройств, выполняющих полезную работу, заключается в том, что машина сама совершает основные рабочие операции в отличие от орудий, с помощью которых работу совершает человек. При этом машины могут быть самыми разными — в зависимости от того, какую работу они выполняют: и транспортными (самолет и трактор, электровоз и теплоход, автомобиль и велосипед), и энергетическими (турбина и двигатель внутреннего сгорания, электромотор и электрогенератор), и машинами-орудиями, или технологическими (подъемный кран и сеялка, металлообрабатывающий станок и печатная машина), и счетно-решающими (от простого арифмометра до современных электронных вычислительных машин). Но как бы все они ни отличались друг от друга, опытный глаз инженера всегда найдет в них вполне определенные общие черты. Возьмем, например, настольный вентилятор, гигантский шагающий экскаватор и автомобиль. Прежде всего у каждого из них есть рабочий (исполнительный) орган, при помощи которого они выполняют полезную работу. У вентилятора рабочий орган — это небольшой пропеллер, у экскаватора — гигантский ковш, у автомобиля — колеса. Рабочие органы нужно приводить в движение — значит, у машины должны быть двигатели. У вентилятора в корпусе спрятан маленький электрический моторчик, колеса автомобиля вращает двигатель внутреннего сгорания, а у шагающего экскаватора — более сорока двигателей. У других машин в качестве двигателя может быть дизель или газовая турбина — от этого дело не меняется. Пойдем дальше. Движение от двигателя надо передать рабочим органам машины. Для этого должны быть передаточные устройства (передаточные механизмы). Это может быть канатно-рычажный механизм, как у экскаватора, или сложные коробки перемены передач, как у автомобиля. Вот мы и установили, что, как правило, машина состоит из трех основных частей: рабочего органа, двигателя и передаточного механизма. Правда, у некоторых машин, например у велосипеда, двигателя нет, он приводится в движение человеком. Но от этого велосипед не перестает быть машиной. Конечно, работой каждой машины надо управлять. Значит, у нее должны быть ещё устройства управления: рычаги, штурвалы, педали, кнопки. Кроме того, машина может иметь автоматические программные устройства, в этом случае человеку не приходится непосредственно управлять ими, он только составляет для них программу и следит за их работой. Такие машины называются автоматами. И наконец, каждая машина должна иметь какой-то остов, раму или станину, на которых крепятся все ее устройства. |
ПОИСК
Block title
|