. Победа электричества
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Победа электричества

Победа электричества

В один из осенних дней 1838 г. жители Пе­тербурга, проходившие по набережной Невы, невольно останавливались и с интересом смот­рели на реку. По ней против течения шла боль­шая лодка необычного вида. На лодке не было ни гребцов, ни весел. Не походила она и на пароход. У судна были гребные колеса, но не было трубы, не было слышно стука парового двигателя. Какая-то сила вращала гребные ко­леса, и лодка быстро продвигалась вперед, пре­одолевая сильное встречное течение.

Это испытывалось первое в мире судно, при­водимое в движение электрическим мотором; ток для него давала мощная батарея гальваниче­ских элементов.

Электрические явления были известны еще в древней Греции. Однако серьезно их начали изучать только в конце XVIII в. После того как замечательный английский физик Майкл Фарадей открыл в 1831 г. электромагнитную индукцию (см. статьи раздела «Электромагнит­ное поле» в т. 3 ДЭ), начинается работа над созданием источников (генераторов) электри­ческого тока и электродвигателей.

Одним из первых такой двигатель создал в 1834 г. русский ученый и изобретатель Б. С. Якоби. Его двигатель состоял из вра­щающегося диска, по окружности которого были закреплены электромагниты. Такие же электромагниты были укреплены по окружно­сти на неподвижной раме. Когда включался электрический ток, подвижные и неподвижные электромагниты притягивались друг к другу и диск начинал вращаться.

Почти четыре года совершенствовал Якоби свое изобретение, прежде чем решил его продемонстрировать. Наконец все сомнения отпа­ли, и осенью 1838 г. новый электрический дви­гатель был успешно испытан на Неве. Так был создан практически пригодный электрический двигатель, работающий на постоянном токе.

Вскоре появились и другие, более совершен­ные двигатели и генераторы электрического то­ка. Одновременно велись опыты по передаче электрической энергии на дальние расстояния. Французский ученый М. Депре построил линию длиной 57 км и передавал по ней ток напряже­нием 2 тыс. в и мощностью 3 квт. Ф. Энгельс писал об этих опытах:

«Паровая машина научила нас превращать тепло в механическое движение, но использова­ние электричества откроет нам путь к тому, чтобы превращать все виды энергии — теплоту, механическое движение, электричество, маг­нетизм, свет — одну в другую и обратно и при­менять их в промышленности. Круг завершен. Новейшее открытие Депре, состоящее в том, что ток очень высокого напряжения при сравнитель­но малой потере энергии можно передавать по простому телеграфному проводу на такие рас­стояния, о каких до сих пор и мечтать не смели, и использовать в конечном пункте,— дело это еще только в зародыше,— это открытие окон­чательно освобождает промышленность почти от всяких границ, налагаемых местными усло­виями...»

Электротехника переживала во второй по­ловине XIX в. бурное развитие. Знаменитый изобретатель П. Н. Яблочков предложил ис­пользовать электричество для освещения. Разрабатывая схему питания своих «электри­ческих свечей», он, по существу, дал прооб­раз современных энергетических систем с цен­тральной электростанцией, с повышающими и понижающими трансформаторами, с элект­родвигателями и осветительными приборами.

Русский инженер М. О. Доливо-Добровольский предложил применять трехфазный ток и создал электродвигатель переменного тока.

В 1899 г. генератор трехфазного тока был впервые соединен с паровой турбиной. Так по­явилась наша современная энергетическая схема, в которой есть первичный двигатель, черпаю­щий энергию от природы, генератор электроэнер­гии и вторичный двигатель. Так было положе­но начало электрификации, которую Владимир Ильич Ленин назвал основой техники будущего.

Современная жизнь немыслима без элект­рических двигателей. Они работают всюду: в шахте и на железной дороге, в квартире и на фабрике, на подводной лодке и на теплоходе, в механической мастерской и в лаборатории ученого. Они во многом Облегчают нашу жизнь.

Электрический двигатель имеет в сравнении с паровой машиной ряд больших преимуществ.

Он занимает немного места, при работе элект­ромотора не выделяется ни дыма, ни пара, ни газов. В любое время его можно пустить в ход, достаточно лишь включить рубильник, т. е. пустить в мотор электрический ток. Он значительно более прост, чем паровая машина. Его можно сделать любых размеров, любой мощности — от моторчика для настольного вен­тилятора до двигателя, приводящего в движение огромную машину на фабрике или заводе.

Электричество помогло осветить города. Изо­бретатели П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, Т. Эдисон много сделали для того, чтобы тьма ночи отступила перед человеком.

Благодаря электричеству появились новые технические процессы — электротермическая обработка, электрохимия, электросварка. Элек­тричество открыло широкие пути автоматике.

Электрическая энергия дала миру также современную связь — быструю и надежную. Благодаря работам американца С. Морзе, рус­ского ученого П. Л. Шиллинга и других был создан телеграф. В 1876 г. американец А. Белл создал телефон.

Победное шествие электричества продолжа­лось. В 1895 г. профессор А. С. Попов впервые продемонстрировал в Русском физико-химичес­ком обществе свое новое изобретение — «беспро­волочный телеграф». Началась история радио, которое в процессе своего развития преврати­лось в огромную, широко разветвленную об­ласть техники — радиоэлектронику.

XX век принес технике новые замечательные победы. Мощнейшим рычагом в развитии всех сторон жизни нашего общества явилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла широчайшие перспективы технического прогресса. Каждое десятилетие в развитии тех­ники теперь равнялось прежнему столетию.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ