.
Меню сайта
|
Победа электричестваПобеда электричестваВ один из осенних дней 1838 г. жители Петербурга, проходившие по набережной Невы, невольно останавливались и с интересом смотрели на реку. По ней против течения шла большая лодка необычного вида. На лодке не было ни гребцов, ни весел. Не походила она и на пароход. У судна были гребные колеса, но не было трубы, не было слышно стука парового двигателя. Какая-то сила вращала гребные колеса, и лодка быстро продвигалась вперед, преодолевая сильное встречное течение. Это испытывалось первое в мире судно, приводимое в движение электрическим мотором; ток для него давала мощная батарея гальванических элементов. Электрические явления были известны еще в древней Греции. Однако серьезно их начали изучать только в конце XVIII в. После того как замечательный английский физик Майкл Фарадей открыл в 1831 г. электромагнитную индукцию (см. статьи раздела «Электромагнитное поле» в т. 3 ДЭ), начинается работа над созданием источников (генераторов) электрического тока и электродвигателей. Одним из первых такой двигатель создал в 1834 г. русский ученый и изобретатель Б. С. Якоби. Его двигатель состоял из вращающегося диска, по окружности которого были закреплены электромагниты. Такие же электромагниты были укреплены по окружности на неподвижной раме. Когда включался электрический ток, подвижные и неподвижные электромагниты притягивались друг к другу и диск начинал вращаться. Почти четыре года совершенствовал Якоби свое изобретение, прежде чем решил его продемонстрировать. Наконец все сомнения отпали, и осенью 1838 г. новый электрический двигатель был успешно испытан на Неве. Так был создан практически пригодный электрический двигатель, работающий на постоянном токе. Вскоре появились и другие, более совершенные двигатели и генераторы электрического тока. Одновременно велись опыты по передаче электрической энергии на дальние расстояния. Французский ученый М. Депре построил линию длиной 57 км и передавал по ней ток напряжением 2 тыс. в и мощностью 3 квт. Ф. Энгельс писал об этих опытах: «Паровая машина научила нас превращать тепло в механическое движение, но использование электричества откроет нам путь к тому, чтобы превращать все виды энергии — теплоту, механическое движение, электричество, магнетизм, свет — одну в другую и обратно и применять их в промышленности. Круг завершен. Новейшее открытие Депре, состоящее в том, что ток очень высокого напряжения при сравнительно малой потере энергии можно передавать по простому телеграфному проводу на такие расстояния, о каких до сих пор и мечтать не смели, и использовать в конечном пункте,— дело это еще только в зародыше,— это открытие окончательно освобождает промышленность почти от всяких границ, налагаемых местными условиями...»
Электротехника переживала во второй половине XIX в. бурное развитие. Знаменитый изобретатель П. Н. Яблочков предложил использовать электричество для освещения. Разрабатывая схему питания своих «электрических свечей», он, по существу, дал прообраз современных энергетических систем с центральной электростанцией, с повышающими и понижающими трансформаторами, с электродвигателями и осветительными приборами. Русский инженер М. О. Доливо-Добровольский предложил применять трехфазный ток и создал электродвигатель переменного тока. В 1899 г. генератор трехфазного тока был впервые соединен с паровой турбиной. Так появилась наша современная энергетическая схема, в которой есть первичный двигатель, черпающий энергию от природы, генератор электроэнергии и вторичный двигатель. Так было положено начало электрификации, которую Владимир Ильич Ленин назвал основой техники будущего. Современная жизнь немыслима без электрических двигателей. Они работают всюду: в шахте и на железной дороге, в квартире и на фабрике, на подводной лодке и на теплоходе, в механической мастерской и в лаборатории ученого. Они во многом Облегчают нашу жизнь. Электрический двигатель имеет в сравнении с паровой машиной ряд больших преимуществ. Он занимает немного места, при работе электромотора не выделяется ни дыма, ни пара, ни газов. В любое время его можно пустить в ход, достаточно лишь включить рубильник, т. е. пустить в мотор электрический ток. Он значительно более прост, чем паровая машина. Его можно сделать любых размеров, любой мощности — от моторчика для настольного вентилятора до двигателя, приводящего в движение огромную машину на фабрике или заводе. Электричество помогло осветить города. Изобретатели П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, Т. Эдисон много сделали для того, чтобы тьма ночи отступила перед человеком. Благодаря электричеству появились новые технические процессы — электротермическая обработка, электрохимия, электросварка. Электричество открыло широкие пути автоматике. Электрическая энергия дала миру также современную связь — быструю и надежную. Благодаря работам американца С. Морзе, русского ученого П. Л. Шиллинга и других был создан телеграф. В 1876 г. американец А. Белл создал телефон. Победное шествие электричества продолжалось. В 1895 г. профессор А. С. Попов впервые продемонстрировал в Русском физико-химическом обществе свое новое изобретение — «беспроволочный телеграф». Началась история радио, которое в процессе своего развития превратилось в огромную, широко разветвленную область техники — радиоэлектронику. XX век принес технике новые замечательные победы. Мощнейшим рычагом в развитии всех сторон жизни нашего общества явилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла широчайшие перспективы технического прогресса. Каждое десятилетие в развитии техники теперь равнялось прежнему столетию. |
ПОИСК
Block title
|