.
Меню сайта
|
ТЕХНИКА. Новое времяТЕХНИКА. Новое времяИдут века. Растут средневековые города, в них развиваются разнообразные ремесла. Разбогатевшие купцы организуют военно-торговые экспедиции в далекие страны. Нарождаются классы пролетариата и буржуазии. Время выдвигает новые требования, рождает новые взгляды и открытия. Буржуазия заинтересована в развитии производств, в совершенствовании техники. А для этого нужна наука, опытное, всестороннее изучение природы. Наступает век великих географических открытий. В морские дали, к неведомым землям устремляются бывалые моряки, купцы, искатели приключений. Христофор Колумб открывает новый материк — Америку, каравеллы Магеллана совершают первое путешествие вокруг земного шара. Все новые большие и малые земли открываются в океанских просторах. То была бурная эпоха великих открытий и изобретений, эпоха, о которой Ф. Энгельс писал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Возникают первые капиталистические предприятия — мануфактуры. Беспощадной была здесь эксплуатация трудящихся. Рабочий день длился 14—16 часов, трудились даже маленькие дети. Каждый рабочий выполнял на мануфактуре только какую-нибудь одну операцию. Например, при изготовлении ткани одни рабочие сортировали шерсть, другие пряли, третьи ткали, четвертые отделывали и т. д., тогда как раньше все эти операции выполнял один ремесленник. Подобная организация работы была выгодной. Производительность труда очень возросла. Кроме того, она имела большое значение для развития техники. Несложные операции, на которые был расчленен трудовой процесс, в принципе можно было поручить машинам. Именно мануфактуры создали предпосылки для победы машинной техники. Но одних машин недостаточно — их надо приводить в движение. Был нужен такой источник энергии, который не был бы «привязан» к одному месту, как энергия текущей воды, не зависел бы от погоды, как энергия ветра. И такой вид энергии нашли — тепло, энергия водяного пара. Над тем, как обуздать эту энергию, трудились многие изобретатели в XVII и XVIII вв.— англичане Томас Севери и Томас Ньюкомен, француз Дени Папен, русский И. И. Ползунов... В 1698 г. Т. Севери изобрел паровой насос для откачки воды из шахт. А в 1705 г. Т. Ньюкомен, познакомившись с работами Д. Папена, создал пароатмосферную машину. Принцип ее работы был такой: пар из котла входил в цилиндр и поднимал его доверху. Затем в цилиндр под поршень пускали воду, пар конденсировался, давление понижалось, и атмосферное давление опускало поршень вниз. Машина была крайне громоздкой, действовала неравномерно и требовала огромного количества угля. Поэтому ее можно было использовать только для откачки воды на шахтах. Первый паровой двигатель непрерывного действия создал И. И. Ползунов. Его машина была построена в 1766 г. и некоторое время работала на Урале на металлургическом заводе. Создателем универсального парового двигателя, который получил широкое распространение, стал английский механик Джемс Уатт. Работая над усовершенствованием пароатмосферной машины Ньюкомена, он в 1784 г. построил двигатель, который годился для любой машины. А нужда в таком двигателе была тогда огромная. В наиболее развитых странах Европы ручной труд на капиталистических фабриках и заводах все больше заменялся работой машин. Универсальный двигатель был необходим производству, и он был создан. Таков закон развития техники — изобретения появляются и внедряются в жизнь тогда, когда в них возникает необходимость. В конце XVIII — начале XIX в. появляются машинные фабрики и заводы — комплексы машин, которые при помощи системы передач (трансмиссий) приводились в движение одним двигателем. Наступает время, названное в истории техники промышленным переворотом. С этого периода техника начинает развиваться значительно быстрее, чем раньше. Особенно важным результатом промышленного переворота было возникновение машиностроения, т. е. предприятий, делающих машины для других фабрик и заводов. Развиваются горное дело, металлургия, металлообработка. Большое значение приобретает резание металлов. Андреем Нартовым еще в первой четверти XVIII в. был изобретен механический суппорт для токарного станка. (Несколько десятилетий спустя это изобретение повторил английский механик Г. Модели.) Станки с механическим суппортом постепенно распространились во многих странах. Теперь на токарном станке можно было делать сложные детали машин с такой точностью и быстротой, что с ними не мог конкурировать даже самый искусный ремесленник. Сотни и сотни фабрик, заводов заработали на полный ход. Дымили тысячи труб, стучали и гремели станки, рабочие трудились с утра до ночи. Развивающееся производство ежедневно требовало огромного количества каменного угля, дров, металла, хлопка и других материалов. А на складах скапливались кипы готовых товаров. Как все это вывозить? Лошади и медлительные парусные суда, зависящие от капризов погоды, не могли справиться с постоянно растущим потоком грузов. Для развивающегося машинного производства нужен был и механический транспорт. И такой транспорт вскоре появился. Помог этому все тот же универсальный паровой двигатель. В 1803 г. в Париже на р. Сене американец Р. Фультон впервые испытал судно, движимое силой пара. А через четыре года по р. Гудзону уже ходил построенный Фультоном первый в мире колесный пароход «Клермонт» с двигателем мощностью в 20 л. с. В 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон создал паровоз, который двигал состав весом 30,5 т со скоростью 6 км/час. В России отец и сын Черепановы, крепостные мастера уральского завода, тоже вскоре построили паровоз. Механический транспорт начал действовать и быстро распространился по всем промышленно развитым странам.
В XIX в. техника сделала огромный скачок вперед. Были созданы новые, быстроходные станки. Люди научились получать высококачественную сталь в конвертерах, изобретенных англичанином Генри Бессемером, и в печах, предложенных французами Эмилем и Пьером Мартенами. Наука в это время давала технике все новые и новые металлы и сплавы. Появился, например, металл будущей авиации — алюминий. Широкое развитие получают химия и химическая промышленность. Огромное значение в убыстренном прогрессе этой важнейшей отрасли производства имели работы замечательных русских ученых—Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова. Появляются первые крупные химические заводы: предприятия по производству соды, серной кислоты, минеральных удобрений. Поиски более удобного и экономичного теплового двигателя шли по двум основным путям. Одни изобретатели стремились создать принципиально новый вид теплового двигателя, в котором топливо сгорало бы прямо в цилиндре. Такой двигатель был бы меньше по размерам и удобнее, особенно на транспорте. Другие изобретатели стремились усовершенствовать паровой двигатель, сделать его более мощным и экономичным. Долгие поиски дали свои результаты. Француз Ленуар в 1860 г. создал первый двигатель внутреннего сгорания. В нем он сохранил части паровой машины — поршень и цилиндр, использовал в качестве топлива нефть, а для ее зажигания предложил электрическую искру. Новый двигатель стал прообразом современных моторов, которые сейчас работают на автомобилях, тракторах, винтомоторных самолетах. А в 1897 г. немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на другой тип двигателя внутреннего сгорания. В нем не было системы электрического зажигания, в цилиндре сжимался воздух, а затем впрыскивалось горючее. При сжатии температура повышалась и горючая смесь самовоспламенялась. Двигатель этого типа — его назвали дизелем — установлен сейчас на теплоходах и тепловозах, тяжелых автомобилях и походных электростанциях. Коренным образом изменился и паровой двигатель. Изобретатели решили использовать не давление пара, а скорость его движения. Так была создана в 1884 г. англичанином Парсонсом первая многоступенчатая паровая турбина. Все это были достижения огромной важности в истории развития техники XIX в. Но главным, величайшим из них было широкое распространение нового вида энергии — электричества. Путь его был долгим и трудным, но именно электричество сделало нашу технику такой, какой мы ее видим сегодня. |
ПОИСК
Block title
|