.
Меню сайта
|
Наблюдение за птицами в природеНаблюдение за птицами в природеВ лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет — в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища? Кукушку легко отличить по голосу, но в лесу сотни видов птиц, и каждая щебечет или поет на свой лад. Какие это птицы? Трудно наблюдать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Недаром один из лучших знатоков русской природы— проф. Д. Н. Кайгородов говорил: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, развивает и утончает слух». Внимательный наблюдатель, будь он даже не ученый, а просто школьник, может подметить в жизни птиц ценные для науки явления. Начинать наблюдение надо с определения вида птиц. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знающему человеку либо к хорошей книге. Лучше всех других книга Промптова А. Н. «Птицы в природе» [4-е изд.]. М., Учпедгиз, 1960. При ее помощи можно определить любую птицу средней полосы нашей страны. Для этого даже не надо ловить ее, а достаточно рассмотреть издали простым глазом или в бинокль. В другом определителе (Сунгуров А. Н. «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР». М., Учпедгиз, 1960.) есть в основном цветные рисунки всех наших птиц. По этой книге определять птиц совсем просто. В городах определению птиц могут помочь их чучела в местном музее. Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите подробно ее приметы: 1. Размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем). 2. Окраску. Например, так: «горло и грудь кирпично-красные, весь верх серый с оливковым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д. На рисунке (см. стр. 475) указаны названия частей тела птицы. В некоторых случаях удобнее схематически набросать контур птицы, обозначить различной штриховкой цвет и отметить, какие цвета означают эти штриховки. 3. Повадки птицы: ее поведение, подвижность, характерные позы. Например: «кругообразно вращает хвостом, когда тревожится» (сорокопут) или: «сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухоловка). 4. Голос, если это возможно,— буквами. Например: «пинь-пинь-таррах» (тревожный крик синицы). Можно сравнить голос птицы с каким-либо знакомым звуком. Например: «скрипы в разных тонах» (песня снегиря). Некоторые виды птиц по внешности почти неразличимы, например пеночки и камышовки, но по песне, по крику их можно сразу отличить. 5. Место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась. Например, щеглы кормятся зимой на репейнике, чижи и чечетки — на березах и ольхах, а снегири — на ясенях. Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах. Виды птиц, наиболее удобные для фенологических наблюдений, перечислены в таблице. Крестиками отмечено, какие сезонные явления в жизни птиц наблюдаются весной или осенью. Особенно интересно наблюдать за жизнью птиц летом. В пионерском лагере, например, легко организовать наблюдение за птичьими гнездами. Если птиц не пугать, они перестанут бояться человека. Кружок юннатов в лагере должен взять на себя заботу о неприкосновенности птичьих гнезд. Даже не желая этого, можно погубить гнездо: достаточно подойти несколько или хотя бы один раз компанией к гнезду, расположенному на земле. Ночью по протоптанной вами тропе может пробежать хищник — кошка или хорек, которые без труда найдут и уничтожат гнездо. К гнездам надо ходить как можно реже и, конечно, не более двух наблюдателен. Найдя гнездо и определив, чье оно, следует описать его. Удобнее всего описывать каждое гнездо на отдельной карточке из плотной бумаги размером в половину тетрадной страницы. Эту карточку следует заранее разграфить и в каждой графе отметить, что в ней должно быть описано: № (порядковый номер гнезда). Вид (русское наименование птицы). Дата (год, месяц и число первого наблюдения). Адрес (область и район, где сделано наблюдение). Место (луг, лес, поле, деревня, город и т. д.). Место обитания (подробное описание, например: «смешанный ельник с густым подлеском бузины, у оврага»). Место гнезда (на березе, в скворечнике, на клене, в дупле липы, на земле, за наличником окна и т. д.). Диаметр дерева (в сантиметрах). Высота гнезда над землей (в метрах). Если она не измерена, а определена на глаз, перед цифрами нужно написать: «около».
В следующих четырех графах описываются только гнезда в дуплах и скворечниках. Размеры летка (его диаметр или размеры в сантиметрах). Если нужно, на белом поле карточки справа дается рисунок летка. На какую сторону света выходит леток. Глубина дупла или скворечника измеряется от нижней части летка до дна. Ширина дупла в самой широкой части близ гнезда. Ее измеряют так, чтобы это не повредило птицам. Для скворечника указываются размеры дна, если оно четырехугольное, например : «13X14». Следующие четыре графы карточки относятся к гнезду: Диаметр гнезда. Высота гнезда. Диаметр лотка (чашеобразного дна в гнезде) и глубина гнезда (размеры углубления гнездовой ямки, если она есть в гнезде). Материал, из которого сделано гнездо. Если материал самого гнезда отличен от материала выстилки лотка, нужно указать его отдельно для каждой из этих частей. Дальше записывается количество и цвет яиц, число птенцов, их возраст в днях, если можно более или менее точно определить. Затем отмечается, слепы ли птенцы или открыли глаза, каков цвет их радужины. Потом (в миллиметрах) — размеры перьев хвоста — «рулей», размеры перьев крыла — «махов». Эти сведения позволяют приблизительно определить возраст птенцов. Даты конца кладки, вылупления и вылета следует заносить на карточку только в том случае, если они точно известны. Фамилия наблюдателя. Если наблюдение ведется двумя юннатами или группой, на карточке должны быть указаны фамилии всех наблюдателей. Белое поле бумаги справа используется для схематической зарисовки гнезда, его положения на дереве или формы дупла и скворечника и т. п. Карточку надо заполнять на месте. Если какой-нибудь вопрос неясен, лучше совсем не давать ответа, чем записывать догадки или неточные сведения. Ответы должны быть предельно ясными и краткими. Запись лучше вести мягким карандашом. На обороте карточки записываются повторные наблюдения за гнездами. На свободных полях листа бумаги можно наклеить и фотографии контактной печати с обычной фэдовской пленки. Сфотографировать можно гнездо и его окружение. Птицы очень пугливы. Если в гнезде находятся яйца или только что вылупившиеся птенчики, долго оставаться возле него нельзя: птицы могут бросить его. Все наблюдения и записи следует делать вдали от гнезда, а вплотную к нему подходить только для самых необходимых измерений. Хорошо наблюдать за гнездованием птиц в развешенных домиках. Искусственные гнездовья висят открыто, они обычно видны издали. Птицы, которые в них поселяются, кроме большой синицы, мало пугливы и не бросают гнезда после того, как около него побывали люди. Птицы приносят большую пользу, защищая поля и леса от вредных насекомых и грызунов. Каждой весной начиная с 1926 г. у нас в стране проводится День птиц. В этот день учащиеся сами знакомятся и знакомят население с жизнью птиц. В школах День птиц обычно отмечается 24 марта — в первый день школьных весенних каникул или в один из первых выходных дней апреля. Готовиться к этому празднику нужно заранее: ведь успех Дня птиц определяется прежде всего числом сделанных и вывешенных для птиц гнездовий. Ко Дню птиц нужно выпустить специальные классные или школьные стенгазеты, организовать посвященную охране птиц выставку, подготовить художественную самодеятельность и доклад о пользе птиц. В День птиц дети с песнями, взяв изготовленные домики для птиц, направляются к месту развески: в ближайший плодовый сад, в парк, в подшефный квартал леса, в полезащитную полосу. Шествие оформляется красочными плакатами, транспарантами, лозунгами; малыши, как на карнавале, надевают маски птиц. Всероссийское общество охраны природы ежегодно организует соревнование, в которое входит и лучшее проведение Дня птиц в школах. В соревновании каждый год принимает участие более полумиллиона учащихся Российской Федерации. За последние 20 лет в День птиц дети развешивают столько скворечников для скворцов, что число этих птиц во многих местах нашей страны сильно увеличилось. Местами, например на юге, скворцы даже стали приносить некоторый вред, поедая ягоды на виноградниках. Сейчас гораздо важнее изготовлять не скворечники, а синичники — небольшие домики для маленьких птичек: синиц, мухоловок-пеструшек, горихвосток — и развешивать их прежде всего в плодовых садах. Каждый учащийся должен сделать такой птичий домик и в День птиц установить его на дереве.Рисунок на этой странице показывает все части синичника или скворечника. Крышу можно сделать из горбыля или доски, но обязательно открывающуюся. Это нужно для чистки гнездовья. Важно соблюдать указанные размеры домиков. Для скворца внутренняя величина дна должна быть не меньше чем 13x13 см. Если дно скворечника будет больше чем 15x15 см, скворчата могут погибнуть в холодное лето. Скворчиха ведь не сможет обогреть такое большое помещение. Для маленьких птичек пригоден домик с размером дна 10x10 см, а для мелких видов синиц — и того меньше, иначе они не поселяются в домиках. Гнездовья из сырых досок совершенно непригодны: при высыхании они дают трещины, щели, в таких домиках птицы не поселяются, а если поселятся, то птенцы при холодной погоде погибнут. Значит, доски для птичьих домиков нужно заготовить заранее и хорошенько просушить. Дощатый домик надо сбивать очень плотно, без щелей. Если они все же окажутся, следует замазать их глиной, замазкой или просто грязью. Домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее, чем белый. Еще лучше покрасить его коричневой или зеленой масляной краской. Такое гнездовье висит на дереве без ремонта 10—15 лет. Не следует стругать внутренние стенки гнездовья, так как птицам будет трудно выбираться из него, да и снаружи его стругать не обязательно. Синичники для города делаются с очень маленьким летком — в 3 см диаметром, чтобы в него не пролез большой городской воробей. В городах делают еще полуоткрытые гнездовья для серых мухоловок и других птиц.
Очень важно правильно развесить гнездовья: самые лучшие птичьи домики, если они неправильно повешены, останутся пустыми. Даже наклон гнездовья имеет значение. Вперед его можно наклонить очень сильно, птиц это не пугает. А домики, запрокинутые назад, птицы не занимают: им трудно выбираться оттуда. В таблице указано, какие гнездовья, где и как нужно вешать для разных птиц: Развешивая гнездовья, нельзя забывать о злейших врагах птиц — кошках. Для них доступен домик, поставленный на сучок дерева: сидя на сучке, кошка с удобством орудует в нем лапой через леток. Для развески выбирайте дерево потолще и, главное, без сучьев внизу, чтобы на него было трудно влезть без лестницы. Развешивают гнездовья, взобравшись на лестницу или при помощи шеста. В лесу, в городском парке или в плодовом саду нельзя портить деревья, забивая в них гвозди. От этого особенно страдают березы: весной из пробитой гвоздем дырочки долгие недели течет сок дерева. Есть много способов прикрепления синичников к дереву без повреждений коры. На изображении синичник, привязанный проволокой на прокладках-чурбачках. Проволока нигде даже не прикасается к коре. Просто и удобно вешать скворечник с поперечной задней планкой. Зацепив гвоздем на конце шеста за леток, синичник кладут в развилке двух сучков. Зажатый сучками, синичник повиснет очень прочно. Этот способ хорош для развески синичников на соснах с их мутовчатым расположением сучьев и на плодовых деревьях. Развешивать гнездовья для птиц можно не только в лесу или в парке, но и на отдельных деревьях даже в крупных городах. Как только птицы поселятся в домике, можно начинать наблюдения за ними. Сначала птицы очень осторожны и боятся показываться около гнезда. Как только выведутся птенцы, птицы начнут носить им корм. Подсчитайте, сколько раз за день прилетят птицы с кормом к гнезду. Если самца легко отличить от самки, то подсчет надо вести отдельно для самца и для самки. Постарайтесь, хотя бы приблизительно, определить, какой корм они носят птенцам: дождевых червей, гусениц, стрекоз, мух, бабочек и т. д. Вид корма, время каждого прилета и отлета (час и минуту) записывайте на обороте карточки. Очень интересно подсчитать количество прилетов кормящих родителей за все время развития птенцов. Каждый раз птица приносит хотя бы одно насекомое. Зная это, можно определить, сколько же потребляет их одна птичья семья. Для такого подсчета нужно дежурить у гнезда в течение всего периода развития птенцов, хотя бы через день или два. Записи этих наблюдений требуют последующей обработки. Можно, например, начертить диаграммы: сколько раз птицы прилетели утром, днем и вечером; кто чаще кормит — самец или самка; уменьшается или увеличивается число прилетов с ростом птенцов и т. д.
Для лучшего наблюдения птиц (например, воробьев) скворечник опускают с дерева на высоту немногим больше метра от уровня земли. Делать это надо, когда в домике уже есть птенцы. Опускайте скворечник не сразу, а постепенно, каждый день на полметра или метр. Воробьи привыкают к наблюдателю и не боятся его, даже когда он оказывается вблизи скворечника. При наблюдении за птицами необходимы внимание, настойчивость и выдержка. Бывает, что в холод, жару и дождь приходится лежать неподвижно час или два, не шевелясь даже при укусах комаров. Наблюдения дают наиболее ценный материал, если они ведутся с утра до вечера, т. е. в течение всего птичьего «рабочего дня». Для этого организуйте посменное дежурство по крайней мере двух юннатов. За два-три дня до вылета птенцов из гнезда закольцуйте их. На правую ножку каждого птенчика надевается алюминиевое колечко с номером и надписью: MOSKWA (см. ст. «Кольцевание птиц»). С 1958 г. в нашей стране учащиеся начали проводить не только весенний, но и осенний День птиц — праздник встречи зимующих пернатых: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей и др. Главная задача этого праздника — наладить зимнюю подкормку полезных птичек, и прежде всего синиц. Готовиться к встрече зимних птиц начинайте заранее, еще с августа: ведь для подкормки нужно запасти корм. Один из лучших кормов — семена арбуза; синицы их охотно раздалбливают и выедают через дырочку. Но воробьи с ними не могут справиться. День встречи зимующих птиц проводится в средней полосе РСФСР в один из выходных дней середины ноября. С наступлением холодов устраивайте кормушки и регулярно насыпайте в них корм: коноплю, семена подсолнечника, арбуза, тыквы, а для синиц — также сало и мясо любых животных. Синицы очень охотно едят куриные или кроличьи потроха, в первую очередь тщательно собирая с них сало. Для зерновых кормов удобна самоподсыпающаяся кормушка. Корм в нее засыпают раз в неделю или даже реже. Передняя стенка у такой кормушки двигается в пропиленных пилой пазах. Ее выдвигают так, чтобы через щель зерно высыпалось понемногу на полку — дно кормушки, откуда его берут птицы. Если птиц не пугать, они быстро привыкают к человеку и позволяют смотреть на себя с расстояния в 3—4 м. Интересна застекленная кормушка, которую можно повесить у самого окна снаружи. Птицы не увидят наблюдателя, так как он в темной комнате за стеклом, а они на свету. Чем ближе птицы, тем больше интересного замечаешь в их поведении. Попробуйте описать повадки различных видов птиц, прилетающих к кормушке. Синица, например, таскает из нее по зернышку и на ветке ближайшего дерева долбит семечко, зажав лапками, а снегирь легко разгрызает крупное семя подсолнечника своим могучим клювом. Фенологические наблюдения внимательного юнната могут иметь научное значение. Поэтому школе, кружку юннатов и отдельным школьникам следует установить связь с фенологической комиссией Всесоюзного географического общества. Эта комиссия высылает по требованию инструкции для наблюдений, бланки и другие материалы. Адрес комиссии: Ленинград, пер. Гривцова, д. 8; Москва, К-9, почтовый ящик 1245. Тщательно заполненные карточки наблюдений за гнездом посылайте по адресу: Москва, В-234, МГУ, биолого-почвенный факультет, кафедра зоологии позвоночных. Сведения, присланные юннатами, будут использованы при изучении биологии птиц. |
ПОИСК
Block title
|