. Организация наблюдений за растениями
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Организация наблюдений за растениями

Организация наблюдений за растениями

Очень важно наблюдать за фазами разви­тия растений. Все полученные при этом све­дения сразу же должны быть записаны в днев­ник (на память полагаться не следует). Вот необходимые графы для записей:

Конечно, 9-я графа не вместит всех сведе­ний, полученных в результате наблюдений, поэтому для записей нужно выделить отдельную страничку в дневнике. Сюда впишите, напри­мер, такие сведения: какова высота растения — обычная и наибольшая (редкие случаи); какой глубины в почве достигают корни, как размно­жается растение в природе (семенами, корне­выми отпрысками, усами); как распространя­ются семена — ветром, птицами, зверями или разбрасываются при растрескивании плода (как мы наблюдаем, например, у акаций, мышиного горошка и недотроги желтой); какие повреж­дения мы встречаем на растениях — на ли­стьях, стеблях, бутонах, плодах (их можно описать, зарисовать); не садятся ли бабочки на листья этих растений (если при этом они задерживаются на какое-то время, следует про­верить, не откладывают ли они яички); какие гусеницы встречаются на этих растениях; посещают ли цветки этих растений пчелы и что они берут — нектар или пыльцу.

Путем наблюдений можно узнать, не явля­ются ли семена или плоды растения кормом для каких-либо птиц или зверей, обитающих в этой местности; то же нужно знать о листьях растений (гуси, например, щиплют птичью гре­чиху, лапчатку гусиную и т. п.). Не содержат ли семена растения масло? Для этого надо раздавить сухие семена на чистой бумаге: если они содержат масло, то на бумаге появится жир­ное пятно.

В поисках интересных тем для наблюдений и исследований следует поговорить со старо­жилами. Они могут дать много ценных сведе­ний об использовании местных растений. Из одних растений (зверобой и др.) крестьяне, например, получали прочную краску для окра­шивания шерстяных тканей; другие применя­лись в народной медицине, да и теперь исполь­зуются как лекарственные растения. В некото­рых местах опрыскивали растения водой с соком чеснока, это якобы отпугивало вредителей; кор­невища одуванчика использовали как замени­тель цикория; из молодой крапивы приготов­ляли сенную муку для скармливания птице (цыплятам, курам, уткам и др.). Все это и мно­гое другое можно проверить и при благоприят­ных результатах начать широко использовать в народном хозяйстве и быту.

Многие из растений (пищевые, кормовые, масличные и др.) уже изучены и используются человеком. Но еще очень много таких дикора­стущих растений, полезность которых пока не выяснена. За ними интересно наблюдать, выращивая их в культурных условиях. Много и таких, которые являются врагами культур­ных растений. Всех их надо изучать. Очень много в этом направлении могут сделать юнна­ты, умеющие наблюдать природу.

Количество вопросов для наблюдений над растениями неисчерпаемо. Всюду есть «белые пятна» и «пятнышки».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ