.
Меню сайта
|
Как организовать школьный биологический музейКак организовать школьный биологический музейКакой богатый мир раскрывается перед нами, когда мы слушаем учителя биологии, читаем книги о растениях и животных! Мы предпринимаем экскурсии в зеленые луга, в цветущий сад, тенистый лес, полный птичьего щебетания, в поле, дремлющее под горячим солнцем. И всюду природа открывает нам свои тайны. Вот школьники подошли к маленькому водоему. Небольшой тритон с оранжевым брюшком медленно всплывает на поверхность и, захватив ртом воздух, скрывается в глубине, производя плавные — извилистые движения широкой лопастью своего плоского хвоста. Где-то рядом из той же глубины вынырнул жук-плавунец. На поверхности кружатся мелкие блестящие жуки-вертячки. Длинноногие водомерки бегают по воде и не тонут. А нет ли еще чего-нибудь в этом подводном царстве? Если запастись крепким сачком, то можно получить необычный улов. Сколько здесь различных моллюсков: катушки, прудовики, лужанки. А это личинка жука-плавунца (и сам он попался), личинки стрекоз, клоп-гладыш, водяной скорпион. Для того чтобы все это унести с собой, надо иметь специальные ведерки, а в школе предусмотрительно приготовить большие и малые аквариумы. При этом следует позаботиться, чтобы хищные животные разместились отдельно. Нельзя, например, жука-плавунца помещать с рыбками. Необходимо даже закрыть его банку сеткой или стеклом, иначе он ночью переберется в аквариум с рыбками и причинит им большой урон. (Об устройстве и содержании аквариумов прочитайте статью «Аквариум и террариум».) Рядом с аквариумами нужно разместить коллекцию под названием «Животный мир водоема». Как ее изготовить? Чтобы представить водоем «в разрезе», на лист фанеры размером 30x40 см наклейте изображающую воду синюю бумагу. В верхней части листа поместите голубую полосу шириной около 10 см — это воздух над водой. Нижнюю часть листа намажьте клеем, а на него насыпьте мелкого песка. Присохнув, он изобразит дно. Затем наклейте загербарированные водные растения и, наконец (тоже клеем), прикрепите засушенных животных водоема. Мелкими гвоздиками приколотите лист к рамке. Рамку надо остеклить. В террариум поселите несколько лягушек. Террариум можно сделать из стандартного ящика (из-под сливочного масла). В террариуме — глиняная плошка с водой, пенек, мох, папоротник. Для ящериц и ужа делается сухой террариум. В его крышку вмонтирован электропатрон с лампой и абажуром. Ящерицы и уж, ярко освещенные и хорошо наблюдаемые, мирно дремлют на пеньке. Для кормления обитателей аквариумов и террариумов надо сделать запас дождевых червей. В нижней и верхней частях ящика для червей — перегной и сухие листья, а в средней — песок. Одна стенка из толстого стекла и имеет фанерную задвижку. Приподняв ее, мы увидим, что постепенно слой песка все более пронизывается ходами червей, заполненными перегноем. Так можно понять роль дождевых червей в процессе почвообразования. Из экскурсии в сад принесите ветки, на которых имеются кольца, состоящие из мелких, как бисер, твердых яичек бабочки кольчатого шелкопряда. Если поместить эти ветки в садок, то из яичек выведется много прожорливых гусениц, для подкорма которых требуются листья (см. ст. «Подготовка к изучению мира насекомых»). Гусениц одну за другой можно заморить (в различном возрасте), а затем заморить куколок и, наконец, бабочек. Помещенные в пробирки с формалином гусеницы ж куколки, так же как прикрепленные рядом засушенные бабочки, покажут весь процесс метаморфоза кольчатого шелкопряда. Так постепенно у нас будут накапливаться коллекции, знакомящие с местной природой, со всевозможными связями между растительным и животным миром. В музее всегда необходимо иметь хотя бы небольшое количество живых экспонатов. Посетители часами любуются аквариумом, просвеченным электролампой, рассматривают ужей и ящериц, забавляются повадками юркого ежика. С весенних экскурсий принесите цветущую мать-и-мачеху, цветы ветроопыляемых растений — орешника, березы, осины, насекомоопыляемой ивы. Все это надо засушить в гербарном прессе и сделать коллекции. Если на кусок фанеры наклеить голубую бумагу, а на нее — загербарированные луговые растения, то создается впечатление настоящего луга. На цветах, листьях и стеблях растений прикрепите собранных на этом же лугу и тоже засушенных насекомых. Вот на коричневом стебле сидит коричневый кузнечик, а другой кузнечик, зеленый, — на зеленой травинке. В лесу на сосновой коре вы с трудом заметите бабочку соснового шелкопряда. Так вы и покажите ее в музее на куске сосновой коры. Таким образом, коллекция не только покажет посетителям музея растения и насекомых, но и раскроет перед ними явления мимикрии (см. ст. «Окраска и подражание в мире растений и животных»). Можно обнаружить, что некоторые куски коры на елях легко отделяются, а под ними на древесине хорошо различимы прихотливые узоры. Это разрушения, причиненные личинками жуков-вредителей и, в частности, личинкой одного из них — известного всем длинноусого елового дровосека, или усача. Елового дровосека нетрудно найти и поместить в музее. Здесь же интересно показать не только насекомых-вредителей, но и полезных птиц. В этом могут принять участие юные художники. Пусть они изобразят в красках наших пернатых друзей, а также выполнят плакаты и таблицы, характеризующие огромную пользу этих птиц. Мастера столярного дела изготовят образцы искусственных гнездовий (см. статьи «Пернатые друзья» и «Наблюдение за птицами в природе»). Как поражает воображение огромный размах перелетов пернатых путешественников. Оказывается, наши грачи, бекасы, кулики зимуют на берегах Нила, а соловьи — в Экваториальной Африке. Расстояние перелетов некоторых птиц иногда достигает 10 тыс. км. Хорошо бы нарисовать для школьного биологического музея карту «Маршруты птичьих перелетов». По мере того как в музее накапливается материал, все чаще будут заглядывать сюда и дети, и взрослые. Показывая природу нашей местности, надо внушать посетителям хозяйственное, бережное отношение к ней.Надо всем участвовать в посадке деревьев, в борьбе с вредителями полей, садов, парков, лесов. Кто, как не актив музея, должен развернуть работу по охране и привлечению полезных птиц, приучению ребят к бережному отношению к птичьим гнездам, добиваться расчистки прудов, следить за состоянием водоемов. Музей всегда обязан быть в числе основных организаторов Дня леса, Дня птиц. А разве не интересно выставить в музее большую карту растительного и животного мира своей области и карту размещения сельскохозяйственных культур? Такие карты изготовить очень просто. Например, большой лист рисовальной бумаги наклейте на фанеру и вставьте в рамку. На этом листе изобразите карту своего района (или области), а на ней в соответствующих местах нарисуйте основные деревья и кустарники. На полях этой красочной таблицы можно разместить фотографии природы своей местности. Вверху сделать надпись: «Растительный мир нашего района (области)». Хорошо подобную же таблицу выполнить и для показа животного мира. Иногда вместе с рисунками и фотографиями прикрепляются засушенные растения, чучела. Их можно разместить также и рядом с таблицами. Школьный музей должен сосредоточить у себя результаты наблюдений за местной природой: когда зацветают различные растения, созревают плоды, какова температура, число ясных дней, количество осадков и т. д. Эти сведения тоже наносятся на таблицы. Очень красиво получится, если школьные художники здесь же вывесят рисунки, на которых изображен один и тот же уголок нашей природы в различные времена года. Например: на высоком берегу реки роща, куда идет дорога. За рекой луговые просторы, отдаленный лес. Для начала можно зарисовать, как выглядит этот уголок в апреле, июле, октябре, декабре. На школьном опытном земельном участке обычно удачно возделываются местные дикие растения, которые при правильном отборе и уходе могут принести в будущем большую пользу. Ведь все культурные растения были когда-то дикими.
И. В. Мичурин интересовался лесными яблонями, рябиной, черемухой, калиной, ежевикой, советовал закладывать при школах питомники местных диких сортов, использовал многие из них для своих работ по гибридизации. Из восточносибирской таежной актинидии он получил пять культурных сортов, из обычной лесной ежевики — четыре сорта, из рябины — три и т. д. В школьном биологическом музее надо показать местные дикие растения, использованные Мичуриным в своей работе, отразить те опыты, которые осуществляются школой или будут предприняты. На школьных участках нашли приют новые растения из других областей и стран: топинамбур, чумиза, могар, суданская трава, сорго, соя, нут, баклажаны, перец, арбузы, дыни, кабачки, спаржа, кенаф, канатник, ляллеманция, арахис и многие другие. Их тоже необходимо представить в музее. Во время летних каникул ребята бывают и в Артеке, и у своих родственников на целинных землях, и в степях, и в тайге. К нам тоже приезжают гости со всех концов нашей необъятной Родины. Кто-нибудь привезет с собой коллекцию листьев вечнозеленых деревьев, краба, морскую звезду, морского ежа, кедровые шишки и т. д. Всему этому богатству в школьном музее всегда найдется место. Поскольку ваш музей школьный, вы должны помнить об очень важной задаче: помочь учащимся в прохождении курса ботаники, зоологии, общей биологии. Местный материал дает для этого хорошую основу: именно к нему вы и обращайтесь прежде всего при изучении биологии. Но это изучение проходит шаг за шагом, в строгой системе, по определенной программе. Так вот, пополняя музей, никогда нельзя забывать о такой системе. Для этого просмотрите учебники. Все ли вы имеете, что надо показать на уроках? Все ли вы сохранили от прошлого года? Что следует разыскать нового в первую очередь? Так у вас возникнет план расширения музея специально для наилучшего оборудования уроков. В музее должны быть хорошие коллекции: «Органы растения», «Строение цветка и соцветия», «Плоды», «Распространение плодов и семян», «Травянистые растения», «Деревья и кустарники». Если нет коллекций, то в шкафах и гербарных папках всегда найдется материал для них. Легко восполнить коллекции «Различные формы корней», «Жилкование листьев», «Листорасположение», «Различные формы листьев», «Листовая мозаика». Так переберите и продумайте весь курс. Когда вы дойдете до параграфа о росте стебля в толщину и годичных кольцах, то вам захочется иметь в своем музее срез дерева. Размышляя над каждой темой программы курса биологии, вы непременно почувствуете, как мало еще накоплено, как много надо уметь, чтобы выполнить намеченные планы. Для расширения музея необходимо овладеть техникой гербарирования (см. ст. «Изготовление гербария»), уметь консервировать мелких животных, изготовлять чучела, тушки и т. д. (см. ст. «Как сделать чучело или тушку птицы и зверя»). Кроме того, надо уметь рисовать, изготовлять муляжи, быть и столяром, и маляром. Биолог, а тем более работник музея обязан быть мастером на все руки. Отсюда ясно, что одному человеку можно разве только начать устройство музея, а развивать это дело следует уже целым коллективом. А ведь для организации такого коллектива в каждой школе есть все условия. При этом вовсе не обязательно при биологическом музее создавать специальный кружок. Участники могут привлекаться для выполнения отдельных поручений, а потом они с удовольствием станут участвовать в работе музея в соответствии со своими склонностями. Но для начала на собрании юных натуралистов надо выделить руководящую тройку, а главным образом заведующего музеем, который должен стать правой рукой учителя биологии. К кому еще обратиться? Конечно, к председателю родительского комитета. Следует также узнать у ребят, чем могут помочь их родители, среди которых всегда найдутся всевозможные мастера, знатоки природы, агрономы, бригадиры, лесоводы, ученые, художники, охотники. Школьные музеи в районных центрах выполняют большую общественную работу, посещаются всеми трудящимися и зачастую служат отделениями областного краеведческого музея. Поэтому необходимо побывать в областном музее, где многое можно перенять и где опытнейшие сотрудники помогут вашему начинанию. Вскоре, видя хорошо выполненные интересные экспонаты, ребята захотят участвовать в работе музея. Неплохо создать такую традицию: каждый выпускник школы должен оставить после себя на добрую память такой экспонат, которым музей мог бы гордиться. При создании музея многое потребуется, придется преодолевать всевозможные затруднения. Пусть вас они не пугают. С самого же начала возникнет вопрос о помещении. Но ведь следует сначала доказать свое право на отдельное помещение. Пусть музей пока разместится в кабинете биологии, в пионерской комнате. Когда появятся хорошие экспонаты, музей постепенно, к общей радости, займет стены в зале, в коридорах, уютные углы, простенки и т. д. А потом отдельное помещение обязательно найдется. |
ПОИСК
Block title
|