. Как организовать школьный биологический музей
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Как организовать школьный биологический музей

Как организовать школьный биологический музей

Какой богатый мир раскрывается перед нами, когда мы слушаем учителя биологии, читаем книги о растениях и животных! Мы предпринимаем экскурсии в зеленые луга, в цветущий сад, тенистый лес, полный птичьего щебетания, в поле, дремлющее под горячим солнцем. И всюду природа открывает нам свои тайны.

Вот школьники подошли к маленькому во­доему. Небольшой тритон с оранжевым брюшком медленно всплывает на поверхность и, захватив ртом воздух, скрывается в глубине, производя плавные — извилистые движения ши­рокой лопастью своего плоского хвоста. Где-то рядом из той же глубины вынырнул жук-пла­вунец. На поверхности кружатся мелкие бле­стящие жуки-вертячки. Длинноногие водомер­ки бегают по воде и не тонут. А нет ли еще чего-нибудь в этом подводном царстве? Если запа­стись крепким сачком, то можно получить необычный улов. Сколько здесь различных мол­люсков: катушки, прудовики, лужанки. А это личинка жука-плавунца (и сам он попался), личинки стрекоз, клоп-гладыш, водяной скор­пион. Для того чтобы все это унести с собой, надо иметь специальные ведерки, а в школе предусмотрительно приготовить большие и ма­лые аквариумы. При этом следует позаботить­ся, чтобы хищные животные разместились от­дельно. Нельзя, например, жука-плавунца по­мещать с рыбками. Необходимо даже закрыть его банку сеткой или стеклом, иначе он ночью переберется в аквариум с рыбками и причинит им большой урон. (Об устройстве и содержании аквариумов прочитайте статью «Аквариум и террариум».)

Рядом с аквариумами нужно разместить коллекцию под названием «Животный мир во­доема». Как ее изготовить? Чтобы представить водоем «в разрезе», на лист фанеры размером 30x40 см наклейте изображающую воду синюю бумагу. В верхней части листа поместите голу­бую полосу шириной около 10 см — это воздух над водой. Нижнюю часть листа намажьте клеем, а на него насыпьте мелкого песка. При­сохнув, он изобразит дно. Затем наклейте загербарированные водные растения и, наконец (тоже клеем), прикрепите засушенных животных во­доема. Мелкими гвоздиками приколотите лист к рамке. Рамку надо остеклить.

В террариум поселите несколько лягушек. Террариум можно сделать из стандартного ящика (из-под сливочного масла). В тер­рариуме — глиняная плошка с водой, пенек, мох, папоротник.

Для ящериц и ужа делается сухой терра­риум. В его крышку вмонтирован электропат­рон с лампой и абажуром. Ящерицы и уж, ярко освещенные и хорошо наблюдаемые, мирно дремлют на пеньке.

Для кормления обитателей аквариумов и террариумов надо сделать запас дождевых чер­вей. В нижней и верхней частях ящика для червей — перегной и сухие листья, а в сред­ней — песок. Одна стенка из толстого стекла и имеет фанерную задвижку. Приподняв ее, мы увидим, что постепенно слой песка все более пронизывается ходами червей, заполненными перегноем. Так можно понять роль дождевых червей в процессе почвообра­зования.

Из экскурсии в сад принесите ветки, на которых имеются кольца, состоящие из мел­ких, как бисер, твердых яичек бабочки коль­чатого шелкопряда. Если поместить эти ветки в садок, то из яичек выведется много прожор­ливых гусениц, для подкорма которых требу­ются листья (см. ст. «Подготовка к изучению мира насекомых»). Гусениц одну за другой мож­но заморить (в различном возрасте), а затем заморить куколок и, наконец, бабочек. Поме­щенные в пробирки с формалином гусеницы ж куколки, так же как прикрепленные рядом засушенные бабочки, покажут весь процесс метаморфоза кольчатого шелкопря­да. Так постепенно у нас будут накапливаться коллекции, знако­мящие с местной природой, со все­возможными связями между рас­тительным и животным миром.

В музее всегда необходимо иметь хотя бы небольшое количе­ство живых экспонатов. Посетите­ли часами любуются аквариумом, просвеченным электролампой, рас­сматривают ужей и ящериц, забав­ляются повадками юркого ежика. С весенних экскурсий принеси­те цветущую мать-и-мачеху, цве­ты ветроопыляемых растений — орешника, березы, осины, насекомоопыляемой ивы. Все это надо засушить в гербарном прессе и сделать коллекции. Если на кусок фанеры наклеить голубую бумагу, а на нее — загербарированные лу­говые растения, то создается впечатление настоящего луга. На цветах, листьях и стеблях растений прикрепи­те собранных на этом же лугу и тоже засушенных насекомых. Вот на корич­невом стебле сидит коричневый кузне­чик, а другой кузнечик, зеленый, — на зеленой травинке.

В лесу на сосновой коре вы с трудом заметите бабочку соснового шел­копряда. Так вы и покажите ее в му­зее на куске сосновой коры. Таким об­разом, коллекция не только покажет посетителям музея растения и насеко­мых, но и раскроет перед ними яв­ления мимикрии (см. ст. «Окраска и подражание в мире растений и живот­ных»).

Можно обнаружить, что некоторые куски коры на елях легко отделяются, а под ними на древесине хорошо различимы прихотливые узоры. Это раз­рушения, причиненные личинками жу­ков-вредителей и, в частности, личинкой одного из них — известного всем длин­ноусого елового дровосека, или усача. Елового дровосека нетрудно найти и по­местить в музее.

Здесь же интересно показать не только насекомых-вредителей, но и по­лезных птиц. В этом могут принять участие юные художники. Пусть они изобразят в красках наших пернатых друзей, а также выполнят плакаты и таблицы, характеризующие огромную пользу этих птиц. Мастера столярного дела изготовят образцы искусственных гнездовий (см. статьи «Пернатые дру­зья» и «Наблюдение за птицами в при­роде»).

Как поражает воображение огромный раз­мах перелетов пернатых путешественников. Оказывается, наши грачи, бекасы, кулики зимуют на берегах Нила, а соловьи — в Эква­ториальной Африке. Расстояние перелетов некоторых птиц иногда достигает 10 тыс. км. Хорошо бы нарисовать для школьного биоло­гического музея карту «Маршруты птичьих перелетов».

По мере того как в музее накапливается материал, все чаще будут заглядывать сюда и дети, и взрослые. Показывая природу нашей местности, надо внушать посетителям хозяйст­венное, бережное отношение к ней.Надо всем участвовать в посадке деревьев, в борьбе с вре­дителями полей, садов, парков, лесов. Кто, как не актив музея, должен развернуть работу по охране и привлечению полезных птиц, при­учению ребят к бережному отношению к пти­чьим гнездам, добиваться расчистки прудов, следить за состоянием водоемов. Музей всегда обязан быть в числе ос­новных организаторов Дня леса, Дня птиц.

А разве не интересно выставить в музее боль­шую карту растительно­го и животного мира своей области и карту размещения сельскохо­зяйственных культур?

Такие карты изгото­вить очень просто. На­пример, большой лист рисовальной бумаги на­клейте на фанеру и вставьте в рамку. На этом листе изобразите карту своего района (или области), а на ней в соответствующих мес­тах нарисуйте основ­ные деревья и кустар­ники. На полях этой красочной таблицы можно разместить фотогра­фии природы своей местности. Вверху сделать надпись: «Растительный мир нашего района (области)». Хорошо подобную же таблицу вы­полнить и для показа животного мира. Иног­да вместе с рисунками и фотографиями при­крепляются засушенные растения, чучела. Их можно разместить также и рядом с таблицами. Школьный музей должен сосредоточить у себя результаты наблюдений за местной при­родой: когда зацветают различные растения, созревают плоды, какова температура, число ясных дней, количество осадков и т. д. Эти сведения тоже наносятся на таблицы. Очень красиво получится, если школьные художники здесь же вывесят рисунки, на которых изоб­ражен один и тот же уголок нашей природы в различные времена года. Например: на вы­соком берегу реки роща, куда идет до­рога. За рекой луговые просторы, отдаленный лес. Для начала можно зарисовать, как вы­глядит этот уголок в апреле, июле, октябре, декабре.

На школьном опытном земельном участке обычно удачно возделываются местные дикие растения, которые при правильном отборе и уходе могут принести в будущем большую пользу. Ведь все культурные растения были когда-то дикими.

И. В. Мичурин интересовался лесными яб­лонями, рябиной, черемухой, калиной, еже­викой, советовал закладывать при школах питомники местных диких сортов, использовал многие из них для своих работ по гибридиза­ции. Из восточносибирской таежной актини­дии он получил пять культурных сортов, из обычной лесной ежевики — четыре сорта, из рябины — три и т. д.

В школьном биологическом музее надо по­казать местные дикие растения, использован­ные Мичуриным в своей работе, отразить те опыты, которые осуществляются школой или будут предприняты.

На школьных участках нашли приют новые растения из других областей и стран: топинам­бур, чумиза, могар, суданская трава, сорго, соя, нут, баклажаны, перец, арбузы, дыни, кабачки, спаржа, кенаф, канатник, ляллеманция, арахис и многие другие. Их тоже необ­ходимо представить в музее.

Во время летних каникул ребята бывают и в Артеке, и у своих родственников на целин­ных землях, и в степях, и в тайге. К нам тоже приезжают гости со всех концов нашей необъ­ятной Родины. Кто-нибудь привезет с собой коллекцию листьев вечнозеленых деревьев, краба, морскую звезду, морского ежа, кедро­вые шишки и т. д. Всему этому богатству в школьном музее всегда найдется место.

Поскольку ваш музей школьный, вы долж­ны помнить об очень важной задаче: помочь учащимся в прохождении курса ботаники, зоологии, общей биологии. Местный мате­риал дает для этого хорошую основу: именно к нему вы и обращайтесь прежде всего при изучении биологии. Но это изучение проходит шаг за шагом, в строгой системе, по опреде­ленной программе. Так вот, пополняя музей, никогда нельзя забывать о такой системе. Для этого просмотрите учебники. Все ли вы имеете, что надо показать на уроках? Все ли вы со­хранили от прошлого года? Что следует разы­скать нового в первую очередь? Так у вас возникнет план расширения музея специально для наилучшего оборудования уроков.

В музее должны быть хорошие коллекции: «Органы растения», «Строение цветка и соцве­тия», «Плоды», «Распространение плодов и се­мян», «Травянистые растения», «Деревья и ку­старники». Если нет коллекций, то в шкафах и гербарных папках всегда найдется материал для них. Легко восполнить коллекции «Различ­ные формы корней», «Жилкование листьев», «Листорасположение», «Различные формы ли­стьев», «Листовая мозаика». Так переберите и продумайте весь курс. Когда вы дойдете до параграфа о росте стебля в толщину и го­дичных кольцах, то вам захочется иметь в своем музее срез дерева.

Размышляя над каждой темой программы курса биологии, вы непременно почувствуете, как мало еще накоплено, как много надо уметь, чтобы выполнить намеченные планы. Для расши­рения музея необходимо овладеть техникой гербарирования (см. ст. «Изготовление гербария»), уметь консервировать мелких животных, изго­товлять чучела, тушки и т. д. (см. ст. «Как сделать чучело или тушку птицы и зверя»). Кроме того, надо уметь рисовать, изготовлять муляжи, быть и столяром, и маляром. Биолог, а тем более работник музея обязан быть масте­ром на все руки. Отсюда ясно, что одному чело­веку можно разве только начать устройство музея, а развивать это дело следует уже целым коллективом. А ведь для организации такого коллектива в каждой школе есть все условия. При этом вовсе не обязательно при биологи­ческом музее создавать специальный кружок. Участники могут привлекаться для выполне­ния отдельных поручений, а потом они с удовольствием станут участвовать в работе музея в соответствии со своими склонностями. Но для начала на собрании юных натуралистов надо выделить руководящую тройку, а главным об­разом заведующего музеем, который должен стать правой рукой учителя биологии.

К кому еще обратиться? Конечно, к пред­седателю родительского комитета. Следует также узнать у ребят, чем могут помочь их роди­тели, среди которых всегда найдутся всевоз­можные мастера, знатоки природы, агрономы, бригадиры, лесоводы, ученые, художники, охотники.

Школьные музеи в районных центрах вы­полняют большую общественную работу, посе­щаются всеми трудящимися и зачастую служат отделениями областного краеведческого му­зея. Поэтому необходимо побывать в област­ном музее, где многое можно перенять и где опытнейшие сотрудники помогут вашему начинанию.

Вскоре, видя хорошо выполненные инте­ресные экспонаты, ребята захотят участвовать в работе музея. Неплохо создать такую тра­дицию: каждый выпускник школы должен оста­вить после себя на добрую память такой экспо­нат, которым музей мог бы гордиться.

При создании музея многое потребуется, придется преодолевать всевозможные затруд­нения. Пусть вас они не пугают. С самого же начала возникнет вопрос о помещении. Но ведь следует сначала доказать свое право на отдель­ное помещение. Пусть музей пока разместится в кабинете биологии, в пионерской комнате. Когда появятся хорошие экспонаты, музей постепенно, к общей радости, займет стены в зале, в коридорах, уютные углы, простенки и т. д. А потом отдельное помещение обязатель­но найдется.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ