. Приручение и дрессировка животных
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Приручение и дрессировка животных

Приручение и дрессировка животных

В Москве на Тверском бульваре иногда можно встретить прогуливающегося мужчину, впереди которого на поводке бежит лисичка. Глядя на эту лисичку, многие ребята думают, что она дрессированная. Но этот красивый зверек может быть и не дрессированным, а только прирученным.

Поймав в лесу или в поле дикое животное, человек постепенно добивается того, что оно перестает бояться его, привыкает к нему и да­же по-своему выражает свою привязанность. Лиса, например, виляет хвостом, подскакивает, издает призывный крик, пытается ласково поте­реться о ногу своего хозяина. Такое животное мы называем прирученным.

Предки домашних животных — собаки, кош­ки, коровы, лошади — также когда-то были дикими. Много тысяч лет назад их стали ловить и приручать. Постепенно дикие животные при­выкли к постоянному общению с людьми, от которых получали корм, жилье, защиту.

У этих одомашненных животных изменились и инстинкты. Если они выходят из-под надзора человека, оказываются предоставленными самим себе, то в большинстве случаев погибают, не выдержав суровых условий самостоятельного существования.

В настоящее время предпринимаются попыт­ки приручения лосей. Если они увенчаются успехом, то лось станет крайне ценным домаш­ним животным, особенно в условиях лесной зо­ны. Ведь он может легко передвигаться целиной по снегу глубиной 60—70 см, что лошади не по силам. Ни болота, ни буреломы, ни перепра­ва вплавь через реки не останавливают лося. В любом участке тайги и в любое время года он находит себе корм и не требует заготовки сена на зиму. Не нуждается он и в отепленном по­мещении, так как хорошо переносит любую непогоду.

Человек, приручающий животное, должен сам ухаживать за ним: кормить, поить, чистить его помещение. Обращаться с животным надо ласково, говорить спокойным и тихим голосом, без крика. Нельзя делать резких, пугающих зверя движений. Полезно бывает приласкать животное, погладить его и т. д.

Очень помогают приручению прогулки с жи­вотным и, главное, совместные игры. Надо научиться подмечать в игре наиболее характер­ные особенности поведения животного, движе­ния и действия, свойственные только ему.

Все это имеет особенно большое значение для дрессировки.

Дрессировка может начинаться толь­ко после полного приручения животного. «Дрес­сировка» — слово французского происхожде­ния. Дрессировать — значит обучать животное. Глядя на некоторые действия дрессированных животных, можно подумать, что у них есть разум. Иногда даже кажется, что они по­нимают речь человека. Выдрессировать жи­вотное — это значит выработать у него услов­ные рефлексы, т. е. привычку отвечать на тот или иной сигнал человека определенным дей­ствием. Животное производит такое действие потому, что получает за это корм или же избегает наказания за неподчинение че­ловеку.

Посмотрим, как это выглядит на практике. Допустим, вы решили выдрессировать собаку, т. е. выработать у нее условный рефлекс садить­ся по вашему приказанию; причем вы решили сделать это с помощью вкусного корма — сахара. Вы берете кусочек сахара и сначала только показываете его собаке, стоящей перед вами в обычной позе на четырех лапах. Потом громким голосом приказываете: «Сядь!» Повто­ряя этот приказ, вы держите сахар на таком уровне от глаз собаки, чтобы она, следуя за ним глазами, невольно села. Как только соба­ка сядет, вы тут же даете ей сахар. Такие дей­ствия в дрессировке называются наталки­ванием. После многократного повторе­ния такого приема у собаки устанавливается условный рефлекс: по команде «сядь» она будет садиться, чтобы получить сахар.

Длительность дрессировки будет зависеть от вашего умения и от способности собаки. Если вы добьетесь, что собака четко выполняет ваш приказ, значит, дрессировка закончена, т. е. у животного выработался условный рефлекс отвечать определенным движением на словес­ный сигнал. Собака будет садиться до тех пор, пока вы подкрепляете нужные вам ее дви­жения сахаром или другим каким-нибудь воз­награждением. Как только вы перестанете это делать, выработанный у собаки условный рефлекс постепенно начнет тормозиться и вскоре погаснет совсем. Как бы ни был сложен «номер», выработанный у животного дрессировкой, в ос­нове его всегда лежат условные рефлексы.

Условный рефлекс у животного можно выра­ботать и закрепить не только с помощью корма. Все знают, что стоит возчику крикнуть лоша­ди: «Нн-о!» — как она трогается с места и бе­жит. Это «Нн-о!» для лошади — сигнал к движению. Если бы человек, начав приу­чать лошадь к езде, только кричал «Нн-о!», не ударяя при этом ее кнутом или вожжа­ми, она не стала бы бежать. Только частые повторения «Нн-о!» с обязательными одновре­менными ударами кнута выработали у лошади такой условный рефлекс. Она стала двигаться с места при одном только возгласе «Нн-о!». Движение вперед избавляет ее от удара, при­чиняющего боль.

Основоположником гуманной, или русской, школы дрессировки животных был всемирно известный дрессировщик Владимир Леонидо­вич Дуров — «дедушка Дуров», как звали его дети. Он считал, что, прежде чем дрессировать, нужно тщательно изучить природные свойства животного, образ его жизни, двигательные способности, привычки и повадки. От живот­ного дрессировщик может требовать только такие движения и действия, на которые оно способно по своей природе. Дрессировать нужно не кнутом, не палкой, а с помощью вкусного корма и лакомства. Так можно выдрессировать и слона, и мышь, и медведя, и воробья. За свою жизнь В. Л. Дуров выдрессировал тысячи самых разнообразных животных, принадлежа­щих к 55 видам. Из них многие звери и птицы до В. Л. Дурова никогда не дрессировались (свинья, муравьед, морской лев, броненосец, гиена, носуха, гепард, енот и др.).

Вот один из удивительных результатов дуровской вкусопоощрительной дрессировки. Еще до революции под Москвой над дачной местностью появился воз­душный шар. Такое зрелище было в то время диковинным, и жители Подмосковья с удивле­нием смотрели на воздушный шар. Но вот от воздушного шара отделилась какая-то темная точка, над ней сверкнул белый купол пара­шюта, и на землю опустилась... свинья. Она принадлежала В. Л. Дурову, и у нее было имя Хрюшка. Как же Дуров приучил ее не только самостоятельно подняться на воздушном шаре, но даже прыгать с него на парашюте?

Вот как он рассказывает об этом в своей книге для детей «Мои звери»: «Я тогда жил на даче. Вот мы с Хрюшкой вышли на балкон, а на балконе у меня был устроен блок, и через него переброшены обшитые войлоком ремни. Я надел на Хрюшку ремни и стал осторожно подтягивать ее на блоке. Хрюшка повисла в воз­духе. Она отчаянно заболтала ногами и как завизжит! Но тут я поднес будущей летчице чашку с едой. Хрюшка, почуяв вкусное, забыла про все на свете и занялась обедом. Так она ела, болтая ногами в воздухе и покачиваясь на ремнях. Я несколько раз поднимал ее на блоке. Она привыкла к этому и, наевшись, даже спала, повиснув на ремнях. Я приучил ее к быстрому подъему и спуску. Потом мы перешли ко второй части обучения. Я поста­вил затянутую ремнями Хрюшку на площадку, где был будильник. Затем под­нес Хрюшке чашку с пищей. Но как только ее пятачок коснулся еды, я отвел руку с чашкой. Хрюшка потянулась за вкус­ным, соскочила с площадки и повисла на ремнях. В эту са­мую минуту затрещал будиль­ник. Эти опыты я проделывал несколько раз, и Хрюшка уже знала, что всякий раз, как заз­венит будильник, она будет по­лучать пищу из моих рук. В погоне за заветной чашкой она при звоне будильника сама со­скакивала с площадки и раска­чивалась в воздухе, ожидая ла­комства. Она привыкла: как затрещит будильник, надо пры­гать». Приведенный нами при­мер — образец умело выработанного у свиньи условного рефлекса: прыгать в ответ на сигнал, т. е. на звонок будильника, при каких бы обстоятельствах он ни звонил. Парашют же у свиньи, разумеется, раскрывал­ся без ее помощи.

Дрессировали животных и в древние вре­мена. Еще в IV в. до н. э. в войсках Александра Македонского использовали дрессированных собак. В ассиро-вавилонских войнах участво­вали дрессированные слоны — на их спинах укрепляли боевые башни, в которых укрыва­лись бойцы. В глубокую старину по русским городам и селам ходили поводыри-скоморохи с дрессированными медведями. Косолапые артисты веселили народ, забавно изображая, как пьяные мужики пляшут, как бабы и девки румянятся, как они ходят за водой, как маль­чишки в огороде горох воруют.

В XIX в. на аренах многих европейских цирков начали выступать так называемые укро­тители с группами дрессированных львов, тиг­ров, слонов. Все эти дрессировщики подчиняли

себе животных не лаской и кормом, а кнутом и палкой. Иногда такая дрессировка была очень жестокой. Животных заставляли сидеть на месте или двигаться по арене цирка с помощью раска­ленного железа. Болевая дрессировка также основана на выработке условного рефлекса у животного. Нужное человеку движе­ние животного вызывается сигналом — угрозой наказания: будет больно!

Вспомните пса Майкла — героя романа Джека Лондона «Майкл, брат Джерри». Его страшная судьба как нельзя лучше иллюстрирует слова писателя из предисловия к назван- : ному роману: «Холодный пот прошибает нас, и мы льем кровавые слезы при виде свирепой жестокости, которая является основой работы с дрессированными животными».

В конце прошлого века известный немецкий дрессировщик и торговец дикими животными Карл Гагенбек предложил дрессировать живот­ных смешанным методом, т. е. наказывать за неподчинение и поощрять кормом за удачно выполненное движение.

Но настоящую революцию в обращении с дрессированными животными сделала лишь вкусопоощрительная дрессировка В. Л. Дуро­ва. Именно она позволила осуществить на аре­не цирка такие, ставшие всемирно известными аттракционы, как «Дуровская железная доро­га», «Крысы-мореплаватели» и др.

В них одновременно работали сотни дресси­рованных зверей и птиц, причем рядом дружно выступали и враждующие между собой живот­ные: волк и козел, лиса и петух, кошка и крысы.

Дрессируют животных не только ради раз­влечения. Дрессированные животные нужны в народном хозяйстве. Дрессируют лошадей, оленей, верблюдов и других транспортных животных. Оленей учат бегать в упряжке с нартами (санями) и слушаться каюра (погон­щика), верблюдов — становиться на колени, чтобы принять на спину поклажу и идти с ней, и т. п. В сельском хозяйстве широко применяют отдельные приемы дрессировки животных. На­пример, пастух вырабатывает у коров привыч­ку следовать за ним и собираться на хлопанье кнутом. Птичницы приучают кур бежать на зов «цып-цып-цып». Овец приучают слушаться собак, охраняющих отары. Дрессируют пчел, чтобы они опыляли нужные человеку растения.

В. Л. Дуров писал, что дрессировку нужно широко использовать в животноводческих хозяйствах: там она могла бы облегчить мас­совое кормление и водопой животных, по­мочь уходу за ними. Так, по сигналу человека коровы могут уходить из коровников, чтобы помещение можно было быстро убрать. Бы­вает, что неправильное воспитание, напри­мер, ценнейших породистых быков, неумение выработать у них нужный условный рефлекс портит нрав животных. Они становятся опасны­ми для окружающих. Несмотря на все достоин­ства таких быков, от них приходится избавляться.

Когда бык только еще родился, он был смирным теленком и ничем не обнаруживал свою способность превратиться в злобное жи­вотное. Но вот еще совсем маленький бычок делает попытку боднуть своего смирного соседа или, что много хуже, какого-нибудь колхозного мальчугана. Тому это нравится, и он начинает дразнить бычка. Бычок все яростнее наскакивает на своего мнимого врага, а мальчуган и не подозревает, что этой забавой он уже воспитывает в бычке задатки будущего опасного зверя.

Наша страна первой проникла в космос. В этом немалую услугу оказали четвероногие «разведчики космоса» — собаки Лайка, Белка, Стрелка, Звездочка, Чернушка и др.

Перед полетом их дрессировали по методу В. Л. Дурова, вырабатывая у них условные рефлексы, необходимые для приспосабливания четвероногих «космонавтов» к оборудованию и приборам кабины космического корабля. Их приучили, например, к самостоятельному приему корма по автоматическим сигналам приборов.

При возвращении из космоса психическое состояние собак можно установить, проверив, как сохранились у них условные рефлексы.

Особенно много таких «разведчиков» потре­буется перед отправкой человека на Луну или на еще более отдаленные планеты.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ