.
Меню сайта
|
Зеленое украшение городовЗеленое украшение городовВ наше время нет ни одного города, ни одного крупного поселка в СССР, где бы не было общественного сада, где главную площадь не украшали бы деревья и цветники. Сады, скверы, бульвары есть в любом городе. И большое каменное здание, и маленький деревянный домик выглядят более привлекательно, если около них раскинули свои ветви зеленые деревья и пестреет живой ковер цветов. Деревья городских аллей, бульваров, скверов, садов и парков оздоровляют воздух. Городской воздух содержит повышенное количество углекислого газа, а людям для дыхания нужен чистый воздух с большим содержанием кислорода. Деревья же используют углекислый газ для питания, они поглощают его и выделяют кислород. Гектар древесных насаждений поглощает за час 8 кг углекислого газа, т. е. столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек. Листья растений постоянно испаряют воду, тем самым они освежают, охлаждают воздух и повышают его влажность на 20 %. В жаркие дни деревья снижают температуру воздуха на 4 и даже 8°. В больших промышленных городах в воздухе носится много гари и пыли, засоряющих его и затемняющих яркость солнечного света. За год в среднем на квадратный километр оседает до 400 т гари. И вот летом в городах всю эту оседающую из воздуха гарь и пыль задерживают листья деревьев. Темно-серые от пыли, они только после дождя заметно становятся ярко-зелеными. Поэтому в городах и выживают деревья только с гладкими листьями, с которых легко смывается пыль. Деревья же с шероховатой поверхностью листьев обычно гибнут. Листья растений как бы фильтруют воздух, очищая его химический и физический состав. Кроны деревьев принимают на себя и всю силу ветров, особенно частых в приморских городах. В крупных городах с постоянно грохочущим транспортом деревья «охраняют» нервную систему людей, смягчая неприятный шум. Звуковые волны задерживаются листвой широких крон деревьев. Бульвары, скверы, сады, парки выполняют и еще одно очень важное общественное назначение: здесь гуляют, отдыхают, дышат чистым воздухом маленькие и большие жители города. Сады — место размышлений и зарождения творческих замыслов. Многие великие люди — Пушкин, Гёте, Шиллер, Л. Толстой, Чехов, Чайковский, Ньютон, Пьер Кюри — рассказывали, что во время прогулок в садах и парках они обдумывали свои произведения и делали открытия. Отдыху содействует красота местности, поэтому строители садов стараются найти сочетание цветов, сгруппировать растения различной формы, расположить дорожки так, чтобы все это радовало взор. Сады не только придают городам живую красоту, часто они являются историческими и художественными памятниками. Их планировка, состав и сочетание насаждений — это произведение искусства, которое называется зеленой или садово-парковой архитектурой. Сады создаются не только садовниками, ботаниками, но и художниками-архитекторами. Создать на много лет красивый сад из живых растений значительно труднее, чем выстроить дом. Создатель сада имеет дело с большим пространством, с формами, постоянно меняющимися и растущими. Красоту сгруппированных деревьев нужно предусмотреть при посадке на столетие вперед. Они должны быть красивыми и пока деревца маленькие, молодые, и когда они вырастут. Даже на клумбах садовник предусматривает сочетания групп цветов, высаживаемых на место отцветающих 2—3 раза в лето. Сад должен быть привлекательным во все время года, чтобы в нем всегда были цветущие растения и даже окраска листьев гармонично сочеталась весной и летом и в особенности осенью. Дорожки и посадки в саду обычно планируются в разных стилях. Вообще планировка и подбор растений в садах, скверах, бульварах, парках чрезвычайно разнообразны. Садовое искусство очень древнее, оно накопило за тысячелетия опыт многих народов. Веками прекрасные сады принадлежали царям, королям, богатым людям. Но создавали эти замечательные произведения искусства архитекторы, художники, скульпторы, садовники, рабочие. Народ воплотил в садах свои мечты, фантазию, творчество. Первый памятник садового искусства, слава о котором дошла до наших дней, был создан в древнем городе Вавилоне около 3 тыс. лет назад. Это были висячие сады царицы Семирамиды — одно из семи чудес древнего мира. О висячих садах Семирамиды существует много легенд. Описания древних историков и остатки водопровода, обнаруженного при раскопках, дают некоторое представление об этом изумительном сооружении. Висячие сады состояли из ряда террас, расположенных уступами друг над другом. Покрытые слоем земли, террасы из каменных глыб поддерживались массивными колоннами. В толще колонн скрывались трубы, по которым насосами поднималась вода из реки Евфрат до самой верхней террасы. Наиболее красивые, редкостные деревья, кустарники и цветы привозились для этого сада со всех концов известного тогда мира. С верхней террасы спускались каскады ручьев. Грандиозная пирамида зелени и цветов, оживляемая фонтанами, была сквозной и, казалось, висела в воздухе. Память о волшебном саде сохранилась и до наших дней, и нередко крыши домов с растущими на них деревьями и кустами называют висячими садами. Древнеегипетские папирусы и рисунки на гробницах, на развалинах древних храмов рассказывают нам о квадратных садах с квадратными прудами посередине. В этих прудах росли лотосы, кувшинки и жили священные крокодилы. Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Из истории известны парадизы персидских царей — парки для охоты, населенные дикими животными. Со временем парадизы стали засаживать растениями и слово «парадиз» стало означать не зоопарк, а прекрасный сад. Парадизы перерезали пересекающиеся под прямым углом ровные аллеи, которые окаймлялись канавами и мостились широкими плитами. Здесь росли редчайшие деревья и кустарники, синели пруды, расположенные среди разнообразных причудливых цветов. Сады Багдада, воспетые в арабских сказках «Тысяча и одна ночь», носят на себе печать персидских парадизов. Только прямолинейное квадратное расположение насаждений и аллей иногда отклонялось к овальной форме, а центральное место сада стали занимать журчащие веселые фонтаны. Для арабов, сынов знойных пустынь, нет музыки слаще певучего шелеста водяных струй. В древней Элладе имелись общественные сады с тенистыми аллеями, светлыми цветниками, мраморными статуями и вазами. Бассейны, колонны, мраморные лестницы, беседки украшали сад. Деревья живописно располагались около различных построек. В таких садах известные всему миру философы Платон, Аристотель, Эпикур обучали своих учеников. Ученики Аристотеля, например, не сидели за партами или столами, они прогуливались вместе со своим учителем в прохладной тени аллей, Утренние прогулки посвящались беседам на более трудные философские темы, а вечерами обсуждались вопросы политики и поэзии. Римские патриции строили роскошные виллы, окруженные садами. Виллы украшались греческими статуями, а деревья и кустарники в садах подстригались в виде птиц, зверей, кораблей, колонн и ваз. На вилле Адриана, которая называлась Тибуртина, имелись точные копии всех известных зданий и садов античного мира. Для этой виллы, занимавшей площадь около 5 км2, рабы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, создавали искусственные озера, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами. Под плантации роз, левкоев и других цветов в древнем Риме отводили большие площади плодородной земли в ущерб посевам хлебных злаков. Много веков спустя об этом сказал А. Дюма: «Виллы растоптали хлеба мраморной пятой». В средние века улочки в замках и городах были узкими и для садов не хватало места. Лишь в отдельных монастырях выращивали лекарственные, а вместе с ними и растения красиво цветущие, большей частью розы и лилии. Только в эпоху Возрождения, когда вспомнили искусство древних греков и римлян, возродилось и разведение садов. Богатые люди Генуи, Флоренции пытались подражать своими виллами былой роскоши древнего Рима. До нашего времени сохранился сад виллы д'Эсте, блестяще описанный поэтом Торквато Тассо, изображенный Фрагонаром в картинах, А. П. Остроумовой-Лебедевой в гравюрах и даже воспетый в музыке Ф. Листом. Этот сад в большей своей части состоял из мраморных террас, лестниц и скульптурных украшений. Вилла д'Эсте построена на крутом скате возвышенности. Особенно восхищает взгляд аллея уходящих ввысь высочайших в мире кипарисов. Высотой они в 65 м, а толстые стволы их — до трех метров в обхвате. Темная зелень и белый мрамор поднимающихся все выше и "выше террас поражают посетителей этого парка. На фоне мрачных гротов бьют многочисленные фонтаны. Балюстрада, балконы, белые статуи на фоне зелени, красиво изогнутые лестницы, спускающиеся с пяти террас, создают впечатление великолепной декорации феерического балета. Тишина и таинственность царят в каждом уголке старинной виллы, дышащей легендами. В стиле итальянских садов эпохи Возрождения разбит парк в подмосковной усадьбе Архангельское. Красота и богатство Архангельского вызывали восторг у всех, кто посещал его. В итальянском стиле выполнена часть сада, примыкающего к Алупкинскому дворцу в Крыму. От южного фасада спускаются террасы, украшенные оригинальными изваяниями львов. Радуют взор стенные фонтаны и ровные ряды подстриженных буксов (самшита). На Черноморском побережье Кавказа в итальянском стиле почти полностью решена архитектурная часть парка «Дендрарий» в Сочи. Нельзя не упомянуть и о старинных маленьких садиках Голландии. Трудолюбивый народ этой страны, столетиями отвоевывавшей землю у моря, очень ценит каждый ее клочок. Голландцы научились выращивать прекрасные овощи и удивительно красивые декоративные растения. В небольших садиках с прямолинейными, выложенными кафелем дорожками, которые по субботам моют с мылом, растут на клумбах тюльпаны, гиацинты, лилии и другие растения почти из всех стран мира. Вдоль дорожек симметрично расставлены в кадках и горшках карликовые плодовые деревья. В маленьком прудике и по небольшим каналам плавают жестяные лебеди, а посреди клумб стоят раскрашенные яркими красками гномы, различные звери и птицы. Стволы ровно подстриженных деревьев выкрашены в разные цвета или обернуты тонкими листами золотой фольги. Ряд столетий, начиная с персидских парадизов и до голландских садиков, в садовом искусстве господствовала регулярность: симметрично расположенные прямолинейные дорожки, круглые и прямоугольные клумбы с геометрически правильными рисунками из цветов, подстриженные деревья. Этот регулярный, или архитектурный, стиль достиг пышного расцвета и совершенства в XVII в. во Франции. Гениальный художник-архитектор Андре Ленотр создал в Версале при новом дворце короля Людовика XIV грандиозный парк-парадиз. Версальский парк служил как бы архитектурным продолжением дворца. Прямые аллеи между высокими подстриженными стенами деревьев и кустарников делали этот сад похожим на город. В зеленых боскетах (рощах), носивших названия «Бальный зал», «Триумфальная арка», «Лабиринт» и др., были зеленые театры и залы с колоннами из зелени и коврами из цветов. Здесь били фонтаны, струились каскады, стояли статуи и вазы. Неизгладимое впечатление оставляли просторные партеры (так называют широкие бассейны, ровные цветники и газоны) Версальского парка. Длинные аллеи уводили вдаль. Со ступеней дворца открывалась широкая перспектива. Казалось, весь мир лежал у подножия дворца, а за пределами парка ничего не существовало. До сих пор дворец и парк Версаля производят впечатление величия и изящества. Здесь великолепно сочетаются логика, свет, равновесие, благородство и величие. Грандиозное по замыслу и выполнению создание Ленотра, на которое он потратил почти 30 лет жизни, стало образцом для многих королевских садов в европейских странах. Петр I, побывавший в Версале у Людовика XV, решил устроить на болоте, в Петербурге и Петергофе, парадизы не хуже французского. В петербургском Летнем саду во времена Петра деревья подстригались как зеленые стены. В нишах, вырезанных в этих стенах, стояли статуи, сохранившиеся до сих пор. Кроме того, там располагались крытые галереи, грот из ракушек и цветных камешков, лабиринт с позолоченными скульптурными группами на темы басен Эзопа и «метали воду» 50 фонтанов. Петергофский парк по замыслу был гимном морю. По красоте этот парк — непревзойденный образец садового искусства. В парке изумительные фонтаны в прекрасном сочетании и многообразии. Вода, подводимая двумя каналами к Верхнему саду и спускающаяся оттуда по трубам, питает более двух тысяч струй. Ежедневно, пока бьют фонтаны, выбрасывается сто тысяч кубометров воды. Петергофские фонтаны могут бить все время, не так, как в Версале, где воды хватало только на несколько часов, и то не каждый день. Из петергофских фонтанов наиболее знаменит фонтан, изображающий легендарного библейского героя Самсона, раздирающего пасть льву. Из львиной пасти выбрасывается на высоту 20 м мощный столб воды, и струи восьми фонтанов, окружающих его, скрещиваются со струями труб сирен, наяд, нимф, тритонов. Интересны фонтаны-шутихи. Две боковые аллейки заканчиваются диванчиками. Не успеют гости сесть на них, как из спинки дивана и из зелени появляются тонкие струйки воды, образуя вокруг диванчика водяной свод. В Петергофе распланированы аллеи и подстрижены деревья в стиле Ленотра. В планировке парка принимал участие ученик Ленотра — Леблон. В регулярном стиле спланированы также Екатерининский парк в Пушкине и подмосковный парк в Кускове. Совсем иной стиль садов и парков сложился в Китае. Извилистые дорожки вели в разные, непохожие друг на друга, части парка: «ужасные», «смеющиеся», «очарованные». Вот вас со всех сторон окружают нависшие скалы с пещерами, в которых ветер и бурные потоки производят унылые, пугающие звуки. В расселинах скал уродливые или расколотые и обожженные молнией деревья. За ними вырисовываются мрачные развалины. Поворот дорожки... и ужасный вид сменяется смеющимся: широкая перспектива, светлое озеро, река и роща, залитые солнцем. Китайские садовники искусно сочетают свет и тени, используют растения с разной окраской листьев и цветов. Они создают таинственные, очарованные уголки сада. В какую бы сторону ни посмотрел гуляющий, он видит все новые и новые группы растений. На каждом шагу его удивляют новые и контрастные «сцены» из растений. При этом у растений разная окраска, разные тени и освещение утром, днем и вечером. Садовники Китая подражают природе во всех ее прекрасных и многообразных не правильностях. В старинных китайских парках заметна любовь к странному, курьезному, необычному, порой безобразному и уродливому. Вот уродливое карликовое деревцо, жуткая форма скалы, странный, смешной по виду камень. И постройки с крышами, загнутыми углами вверх, каменные фонари на поворотах дорожек, стены с фантастическим орнаментом, стилизованная скульптура страшных драконов, птиц, небывалых зверей, которые могут присниться только в кошмарном сне. В Китае и Японии около домов очень часто создаются миниатюрные садики, для которых выращивают специальные деревья. У этих деревьев вид очень старый, хотя высота их всего полметра. Из окон низенького японского домика открывается перспектива большого парка. В парке старые дубы, кедры и сосны. Через извивающуюся речку перекинуты легкие бамбуковые мостики. У водопада громоздятся, нависая, скалы. Вдали стоит пагода и около нее — каменные фонари, зажигающиеся в вечерние сумерки. Но вот девушка вошла в парк — и сосновая роща ей по пояс, а весь парк превратился в игрушечный садик. В XVIII в. в Европе начинается увлечение новым стилем садового искусства — пейзажным. Пейзажные парки впервые появились в Англии и стали называться английскими. Обширные английские парки подражали природе. При каждом повороте извилистых, как тропинки, дорожек открываются взгляду красивые ландшафты: вот группа светлых берез и темных елей, серебристых плакучих ив и могучих дубов, бронзовых кленов и заросли кустарников разнообразной окраски; тут и там искусственные озера и речушки, извивающиеся среди зеленых веселых лужаек. Цветы не на вычурных клумбах, а яркими пятнами на полянах, вдоль дорожек, около кустов, среди серых камней. Прелесть пейзажного парка — в его многообразных романтических уголках, где красиво сочетаются деревья, открытые полянки и вода. В середине XVIII в. в садоводстве началась борьба между английскими и французским стилями. Многие известные сады французского стиля стали переделывать в английские. В России сохранились пейзажные парки того времени: Таврический сад в Ленинграде, парк подмосковного Царицына, созданный знаменитым архитектором екатерининского времени М. Ф. Казаковым, парк в Павловске под Ленинградом. Достаточно взглянуть из окон Павловского дворца на парк, чтобы почувствовать всю прелесть открывающихся ландшафтов, напоминающих лучшие полотна Пуссена, Лоррена и Ватто. Особенно восхитительны осенью всевозможные сочетания различных оттенков окраски листвы. Парк захватывает посетителя своей тонкой лиричностью. Стиль королевских и царских садов наложил отпечаток и на городские скверы. Они распланированы в архитектурном или пейзажном стиле, в зависимости от размеров площади и архитектуры окружающих зданий. В Ленинграде, около Смольного института, сквер сделан в строго архитектурном стиле, с подстриженными деревьями. Сквер на площади Искусств — в пейзажном. В современном садовом строительстве стили не противопоставляются друг другу. Применяют тот или иной стиль, сообразуясь с удобством и красотой. После Великой Отечественной войны в память победы над фашизмом трудящиеся и учащиеся Ленинграда создали своими силами парки Победы: Московский в 100 гектаров и Приморский на Крестовском о-ве в 60 гектаров. В них высажено более 50 тыс. деревьев.
В этих парках сочетаются пейзажный стиль с архитектурным. Прямоугольные партеры с цветниками, подстриженными кустами и прямые главные аллеи окружают, например, стадион им. Кирова, а извилистые дорожки ведут мимо красивых пейзажных посадок деревьев. Такое гармоническое соединение двух стилей увеличивает многообразие и живую прелесть парка. Для каждого сада или парка, в каком бы стиле они ни были решены, необходимы разнообразные растения. В парках высаживают не только местные деревья, но и привезенные из других стран, интересные формой кроны и расцветкой листьев. Особенно это относится к красиво цветущим растениям, которые собраны из всех уголков мира (см. ст. «У клумбы с цветами»). Рассадниками новых растений в каждой стране всегда служили ботанические сады. Они возникли в эпоху великих географических открытий, когда европейцы впервые познакомились с богатой, многообразной растительностью Индии и Америки. Один из первых ботанических садов был создан в 1525 г. в итальянском городе Пизе. В этом саду были собраны коллекции живых растений со всего мира. Вскоре такие сады возникли и в других городах Италии — в Венеции, Милане, Флоренции. В 1577 г. ботанический сад был создан в Лейдене (Голландия), в 1597 г. —в Монпелье (Франция). В саду Монпелье насчитывалось 1380 видов растений. Особенную известность получил сад Кью около Лондона. В наше время ботанические сады организуются в каждой стране, в каждом крупном городе и при каждом университете. В них коллекционируют, изучают растения. Из них лучшие, наиболее красивые растения распространяются по общественным паркам и частным садам всей страны. В России ботанические сады начали закладывать при Петре I в Москве — в 1706 г. и в Петербурге — в 1714 г. В то время эти ботанические сады назывались «аптекарскими огородами», так как в них выращивали в первую очередь лекарственные растения. В XVIII в. замечательные ботанические сады устроили Демидов (1756г.) и Разумовский (1790г.). В демидовском саду насчитывалось до 5 тыс. видов растений, в саду Разумовского имелось уже 12 тыс., преимущественно русских. В начале XIX в. Петербургский ботанический сад стал научным центром изучения растительного мира и распространения ботанических знаний. В нем хранится крупнейший в мире гербарий, насчитывающий до 5 млн. листов. В 1812 г. создан в Крыму, вблизи Ялты, Никитский ботанический сад. Его богатейшая коллекция растений со всего мира составляет свыше 175 тыс. экземпляров. В 1912 г. известный ботаник-путешественник проф. А. Н. Краснов заложил на Зеленом мысу около Батуми ботанический сад, в котором собрана растительность субтропиков Закавказья, Северной и Южной Америки, Мексики, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Гималаев и Средиземноморья. Там можно увидеть не только рощи эвкалиптов, бамбука, цитрусов, но и настоящий миниатюрный японский садик. Немалый интерес представляют ботанические сады и на Крайнем Севере. С 1931 г. существует в Кировске на горе Вудъяврчорр полярно-альпийский сад. Это живой музей полярной растительности и акклиматизирующихся на Севере растений из различных мест. В Москве, в Останкино, начали создавать в 1945 г. Главный ботанический сад Академии наук СССР. В этом центре ботанической науки на территории в 388,5 гектара собраны богатейшие коллекции видов и сортов различных растений. В этом саду 5 разделов: эволюция растительного мира; растительные богатства СССР; полезные дикорастущие растения; декоративные растения и приемы озеленения; культурные растения. В оранжереях сада воспроизведены ландшафты тропической и субтропической растительности. Во многих городах всех союзных республик есть ботанические сады. Они ежегодно расширяются, пополняются новыми растениями. Эти сады — рассадники новых, полезных, красиво цветущих растений. За время Советской власти, особенно после Великой Отечественной войны, все города Советского Союза одеваются в зеленый убор. В старых капиталистических городах дома выстраивались сплошной каменной линией вдоль узких улиц. Ни солнца, ни воздуха, ни зелени среди сырых холодных громад. Советские архитекторы исправляют такую планировку, они украшают каждую площадку, каждую широкую улицу зелеными насаждениями. В Ленинграде пыльное Марсово поле превращено теперь в большой сад, он слил в единый крупный массив сады Летний и Михайловский. В Москве, на улице Горького, на площади Свердлова и на многих других улицах и площадях высажены большие липы, которые придали своей зеленью особую привлекательность советской столице. Много интересного можно увидеть в богатом зеленью Киеве, в искусной группировке деревьев Стрийского парка г. Львова, в центральном саду Риги, где растет живое ископаемое, дерево гинкго, и в садах, окружающих старинную крепость Таллина, где так легко узнать все деревья по надписям на этикетках. А сады и парки Крымского и Кавказского побережья с их редкостными растениями... Все это прекрасные образцы для озеленения городов нашего Союза. Даже посадки вдоль улиц и то можно распланировать разными способами: посадить деревья посредине, сделав бульвар, или поместить их по краям тротуара. Что же касается скверов и садов, то в разбивке их можно осуществить любую творческую фантазию. Пройдите по садам вашего города и определите, в каком стиле они созданы. Полюбуйтесь очарованием гармонического сочетания различных деревьев и красиво цветущих растений. Почувствуйте прелесть садов. А может быть, вы найдете и место, где можно создать новый сад? Приложите и вы свои силы и знания к украшению вашего города и вашего дома! |
ПОИСК
Block title
|