. Зеленое украшение городов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Зеленое украшение городов

Зеленое украшение городов

В наше время нет ни одного города, ни одного крупного поселка в СССР, где бы не было общественного сада, где главную площадь не украшали бы деревья и цветники. Сады, скверы, бульвары есть в любом городе. И боль­шое каменное здание, и маленький деревянный домик выглядят более привлекательно, если около них раскинули свои ветви зеленые де­ревья и пестреет живой ковер цветов.

Деревья городских аллей, бульваров, скве­ров, садов и парков оздоровляют воздух. Го­родской воздух содержит повышенное коли­чество углекислого газа, а людям для дыхания нужен чистый воздух с большим содержанием кислорода. Деревья же используют углекислый газ для питания, они поглощают его и выде­ляют кислород. Гектар древесных насаждений поглощает за час 8 кг углекислого газа, т. е. столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек.

Листья растений постоянно испаряют воду, тем самым они освежают, охлаждают воздух и повышают его влажность на 20 %. В жаркие дни деревья снижают температуру воздуха на 4 и даже 8°. В больших промышленных городах в воз­духе носится много гари и пыли, засоряющих его и затемняющих яркость солнечного света. За год в среднем на квадратный километр оседает до 400 т гари. И вот летом в городах всю эту оседающую из воздуха гарь и пыль задерживают листья деревьев. Темно-серые от пыли, они только после дождя заметно стано­вятся ярко-зелеными. Поэтому в городах и вы­живают деревья только с гладкими листьями, с которых легко смывается пыль. Деревья же с шероховатой поверхностью листьев обычно гибнут. Листья растений как бы фильтруют воздух, очищая его химический и физический состав. Кроны деревьев принимают на себя и всю силу ветров, особенно частых в примор­ских городах.

В крупных городах с постоянно грохочущим транспортом деревья «охраняют» нервную си­стему людей, смягчая неприятный шум. Звуко­вые волны задерживаются листвой широких крон деревьев.

Бульвары, скверы, сады, парки выполняют и еще одно очень важное общественное назна­чение: здесь гуляют, отдыхают, дышат чистым воздухом маленькие и большие жители города.

Сады — место размышлений и зарождения творческих замыслов. Многие великие люди — Пушкин, Гёте, Шиллер, Л. Толстой, Чехов, Чай­ковский, Ньютон, Пьер Кюри — рассказывали, что во время прогулок в садах и парках они обдумывали свои произведения и делали от­крытия.

Отдыху содействует красота местности, по­этому строители садов стараются найти сочета­ние цветов, сгруппировать растения различной формы, расположить дорожки так, чтобы все это радовало взор.

Сады не только придают городам живую красоту, часто они являются историческими и художественными памятниками. Их плани­ровка, состав и сочетание насаждений — это произведение искусства, которое называется зеленой или садово-парковой архитектурой. Сады создаются не только садовниками, ботаниками, но и худож­никами-архитекторами. Создать на много лет красивый сад из живых растений значительно труднее, чем выстроить дом. Создатель сада имеет дело с большим пространством, с фор­мами, постоянно меняющимися и растущими. Красоту сгруппированных деревьев нужно пре­дусмотреть при посадке на столетие вперед. Они должны быть красивыми и пока деревца маленькие, молодые, и когда они вырастут. Даже на клумбах садовник предусматривает сочетания групп цветов, высаживаемых на место отцветающих 2—3 раза в лето. Сад должен быть привлекательным во все время года, чтобы в нем всегда были цветущие растения и даже окраска листьев гармонично сочеталась весной и летом и в особенности осенью. Дорожки и посадки в саду обычно планируются в раз­ных стилях. Вообще планировка и подбор рас­тений в садах, скверах, бульварах, парках чрезвычайно разнообразны.

Садовое искусство очень древнее, оно накопило за тысячелетия опыт многих народов. Веками прекрасные сады принадлежали царям, королям, богатым людям. Но создавали эти замечательные произведения искусства ар­хитекторы, художники, скульпторы, садовники, рабочие. Народ воплотил в садах свои мечты, фантазию, творчество.

Первый памятник садового искусства, слава о котором дошла до наших дней, был создан в древнем городе Вавилоне около 3 тыс. лет назад. Это были висячие сады царицы Семи­рамиды — одно из семи чудес древнего мира. О висячих садах Семирамиды существует много легенд. Описания древних историков и остатки водопровода, обнаруженного при раскопках, дают некоторое представление об этом изуми­тельном сооружении.

Висячие сады состояли из ряда террас, расположенных уступами друг над другом. По­крытые слоем земли, террасы из каменных глыб поддерживались массивными колоннами. В тол­ще колонн скрывались трубы, по которым на­сосами поднималась вода из реки Евфрат до самой верхней террасы. Наиболее красивые, редкостные деревья, кустарники и цветы при­возились для этого сада со всех концов извест­ного тогда мира. С верхней террасы спускались каскады ручьев. Грандиозная пирамида зелени и цветов, оживляемая фонтанами, была сквоз­ной и, казалось, висела в воздухе. Память о волшебном саде сохранилась и до наших дней, и нередко крыши домов с растущими на них деревьями и кустами называют висячими са­дами.

Древнеегипетские папирусы и рисунки на гробницах, на развалинах древних храмов рас­сказывают нам о квадратных садах с квадратны­ми прудами посередине. В этих прудах росли ло­тосы, кувшинки и жили священные крокодилы. Квадратные сады со стройными рядами деревь­ев очень гармонировали со строгими пря­моугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колон­нами, украшенными капителями, изображавши­ми кроны пальмовых листьев.

Из истории известны парадизы персидских царей — парки для охоты, населенные дикими животными. Со временем парадизы стали заса­живать растениями и слово «парадиз» стало означать не зоопарк, а прекрасный сад. Пара­дизы перерезали пересекающиеся под прямым углом ровные аллеи, которые окаймлялись ка­навами и мостились широкими плитами. Здесь росли редчайшие деревья и кустарники, сине­ли пруды, расположенные среди разнообразных причудливых цветов.

Сады Багдада, воспетые в арабских сказ­ках «Тысяча и одна ночь», носят на себе пе­чать персидских парадизов. Только прямоли­нейное квадратное расположение насаждений и аллей иногда отклонялось к овальной фор­ме, а центральное место сада стали занимать журчащие веселые фонтаны. Для арабов, сы­нов знойных пустынь, нет музыки слаще пе­вучего шелеста водяных струй.

В древней Элладе имелись общественные сады с тенистыми аллеями, светлыми цветни­ками, мраморными статуями и вазами. Бас­сейны, колонны, мраморные лестницы, беседки украшали сад. Деревья живописно располага­лись около различных построек. В таких садах известные всему миру философы Платон, Ари­стотель, Эпикур обучали своих учеников. Уче­ники Аристотеля, например, не сидели за пар­тами или столами, они прогуливались вместе со своим учителем в прохладной тени аллей, Утренние прогулки посвящались беседам на бо­лее трудные философские темы, а вечерами обсуждались вопросы политики и поэзии.

Римские патриции строили роскошные виллы, окруженные садами. Виллы украшались греческими статуями, а деревья и кустарники в садах подстригались в виде птиц, зверей, кораблей, колонн и ваз. На вилле Адриана, которая называлась Тибуртина, имелись точ­ные копии всех известных зданий и садов античного мира. Для этой виллы, занимавшей площадь около 5 км2, рабы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, созда­вали искусственные озера, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами. Под плантации роз, левкоев и других цветов в древнем Риме отводили большие площади плодородной земли в ущерб посевам хлебных злаков. Много веков спустя об этом сказал А. Дюма: «Виллы растоптали хлеба мраморной пятой».

В средние века улочки в замках и городах были узкими и для садов не хватало места. Лишь в отдельных монастырях выращивали лекарственные, а вместе с ними и растения красиво цветущие, большей частью розы и ли­лии. Только в эпоху Возрождения, когда вспомнили искусство древних греков и римлян, воз­родилось и разведение садов. Богатые люди Генуи, Флоренции пытались подражать своими виллами былой роскоши древнего Рима.

До нашего времени сохранился сад виллы д'Эсте, блестяще описанный поэтом Торквато Тассо, изображенный Фрагонаром в картинах, А. П. Остроумовой-Лебедевой в гравюрах и да­же воспетый в музыке Ф. Листом. Этот сад в большей своей части состоял из мраморных террас, лестниц и скульптурных украшений.

Вилла д'Эсте построена на крутом скате возвышенности. Особенно восхищает взгляд ал­лея уходящих ввысь высочайших в мире кипа­рисов. Высотой они в 65 м, а толстые стволы их — до трех метров в обхвате. Темная зелень и белый мрамор поднимающих­ся все выше и "выше террас по­ражают посетителей этого пар­ка. На фоне мрачных гротов бьют многочисленные фонтаны. Балюстрада, балконы, белые статуи на фоне зелени, красиво изогнутые лестницы, спускаю­щиеся с пяти террас, создают впечатление великолепной де­корации феерического балета. Тишина и таинственность царят в каждом уголке старинной вил­лы, дышащей легендами.

В стиле итальянских садов эпохи Возрождения разбит парк в подмосковной усадьбе Ар­хангельское. Красота и богатст­во Архангельского вызывали восторг у всех, кто посещал его. В итальянском стиле выполнена часть сада, примыкающего к Алупкинскому дворцу в Крыму. От южного фасада спускаются террасы, украшенные оригиналь­ными изваяниями львов. Радуют взор стенные фонтаны и ровные ряды подстриженных буксов (самшита).

На Черноморском побережье Кавказа в итальянском стиле почти полностью решена архитектурная часть парка «Дендрарий» в Сочи.

Нельзя не упомянуть и о старинных малень­ких садиках Голландии. Трудолюбивый народ этой страны, столетиями отвоевывавшей землю у моря, очень ценит каждый ее клочок. Голланд­цы научились выращивать прекрасные овощи и удивительно красивые декоративные растения. В небольших садиках с прямолинейными, вы­ложенными кафелем дорожками, которые по субботам моют с мылом, растут на клумбах тюльпаны, гиацинты, лилии и другие растения почти из всех стран мира. Вдоль дорожек сим­метрично расставлены в кадках и горшках кар­ликовые плодовые деревья. В маленьком пру­дике и по небольшим каналам плавают жестя­ные лебеди, а посреди клумб стоят раскра­шенные яркими красками гномы, различные звери и птицы. Стволы ровно подстриженных деревьев выкрашены в разные цвета или обер­нуты тонкими листами золотой фольги.

Ряд столетий, начиная с персидских пара­дизов и до голландских садиков, в садовом искусстве господствовала регулярность: симметрично расположенные прямолинейные до­рожки, круглые и прямоугольные клумбы с гео­метрически правильными рисунками из цветов, подстриженные деревья. Этот регулярный, или архитектурный, стиль достиг пышного расцвета и совершенства в XVII в. во Франции. Гениальный художник-архитек­тор Андре Ленотр создал в Версале при новом дворце короля Людовика XIV грандиозный парк-парадиз. Версальский парк служил как бы архитектурным продолжением дворца. Прямые аллеи между высокими подстриженными стенами деревьев и кустарников делали этот сад похожим на город. В зеленых боскетах (рощах), носивших названия «Бальный зал», «Триумфальная арка», «Лабиринт» и др., были зеленые театры и залы с колоннами из зелени и коврами из цветов. Здесь били фонтаны, струились каскады, стояли статуи и вазы. Неизгладимое впечатление оставляли простор­ные партеры (так называют широкие бассейны, ровные цветники и газоны) Версальского парка. Длинные аллеи уводили вдаль.

Со ступеней дворца открывалась широкая перспектива. Казалось, весь мир лежал у под­ножия дворца, а за пределами парка ничего не существовало.

До сих пор дворец и парк Версаля произво­дят впечатление величия и изящества. Здесь великолепно сочетаются логика, свет, равнове­сие, благородство и величие.

Грандиозное по замыслу и выполнению созда­ние Ленотра, на которое он потратил почти 30 лет жизни, стало образцом для многих коро­левских садов в европейских странах.

Петр I, побывавший в Версале у Людовика XV, решил устроить на болоте, в Петербурге и Петергофе, парадизы не хуже французского. В петербургском Летнем саду во времена Петра деревья подстригались как зеленые сте­ны. В нишах, вырезанных в этих стенах, стояли статуи, сохранившиеся до сих пор. Кроме того, там располагались крытые гале­реи, грот из ракушек и цветных камешков, ла­биринт с позолоченными скульптурными груп­пами на темы басен Эзопа и «метали воду» 50 фонтанов.

Петергофский парк по замыслу был гимном морю. По красоте этот парк — непревзойден­ный образец садового искусства. В парке изу­мительные фонтаны в прекрасном сочетании и многообразии. Вода, подводимая двумя кана­лами к Верхнему саду и спускающаяся оттуда по трубам, питает более двух тысяч струй.

Ежедневно, пока бьют фонтаны, выбрасывается сто тысяч кубометров воды. Петергофские фон­таны могут бить все время, не так, как в Вер­сале, где воды хватало только на несколько часов, и то не каждый день.

Из петергофских фонтанов наиболее зна­менит фонтан, изображающий легендарного библейского героя Самсона, раздирающего пасть льву. Из львиной пасти выбрасывается на высоту 20 м мощный столб воды, и струи восьми фонтанов, окружающих его, скрещивают­ся со струями труб сирен, наяд, нимф, тритонов. Интересны фонтаны-шутихи. Две боковые ал­лейки заканчиваются диванчиками. Не успе­ют гости сесть на них, как из спинки дивана и из зелени появляются тонкие струйки воды, образуя вокруг диванчика водяной свод.

В Петергофе распланированы аллеи и под­стрижены деревья в стиле Ленотра. В планиров­ке парка принимал участие ученик Ленотра — Леблон. В регулярном стиле спланированы также Екатерининский парк в Пушкине и под­московный парк в Кускове.

Совсем иной стиль садов и парков сложился в Китае. Извилистые дорожки вели в разные, непохожие друг на друга, части парка: «ужас­ные», «смеющиеся», «очарованные». Вот вас со всех сторон окружают нависшие скалы с пе­щерами, в которых ветер и бурные потоки про­изводят унылые, пугающие звуки. В расселинах скал уродливые или расколотые и обожженные молнией деревья. За ними вырисовываются мрачные развалины. Поворот дорожки... и ужас­ный вид сменяется смеющимся: широкая пер­спектива, светлое озеро, река и роща, залитые солнцем.

Китайские садовники искусно сочетают свет и тени, используют растения с разной окрас­кой листьев и цветов. Они создают таинствен­ные, очарованные уголки сада. В какую бы сторону ни посмотрел гуляющий, он видит все новые и новые группы растений. На каждом шагу его удивляют новые и контрастные «сцены» из растений. При этом у растений разная окрас­ка, разные тени и освещение утром, днем и вече­ром. Садовники Китая подражают природе во всех ее прекрасных и многообразных не пра­вильностях.

В старинных китайских парках заметна любовь к странному, курьезному, необыч­ному, порой безобразному и уродливому. Вот уродливое карликовое деревцо, жуткая форма скалы, странный, смешной по виду камень. И постройки с крышами, загнутыми углами вверх, каменные фонари на поворотах дорожек, стены с фантастическим орнаментом, стилизо­ванная скульптура страшных драконов, птиц, небывалых зверей, которые могут присниться только в кошмарном сне.

В Китае и Японии около домов очень часто создаются миниатюрные садики, для которых выращивают специальные деревья. У этих деревьев вид очень старый, хотя высота их всего полметра.

Из окон низенького японского домика от­крывается перспектива большого парка. В пар­ке старые дубы, кедры и сосны. Через извиваю­щуюся речку перекинуты легкие бамбуковые мостики. У водопада громоздятся, нависая, скалы. Вдали стоит пагода и около нее — камен­ные фонари, зажигающиеся в вечерние сумерки. Но вот девушка вошла в парк — и сосновая ро­ща ей по пояс, а весь парк превратился в игру­шечный садик.

В XVIII в. в Европе начинается увлечение новым стилем садового искусства — пейза­жным. Пейзажные парки впервые появились в Англии и стали называться английскими. Обширные английские парки подражали природе. При каждом повороте извилистых, как тропинки, дорожек открываются взгляду красивые ландшафты: вот группа светлых берез и темных елей, серебристых плакучих ив и могучих дубов, бронзовых кленов и за­росли кустарников разнообразной окраски; тут и там искусственные озера и речушки, изви­вающиеся среди зеленых веселых лужаек. Цветы не на вычурных клумбах, а яркими пятнами на полянах, вдоль дорожек, около кустов, среди серых камней. Прелесть пейзажного парка — в его многообразных романтических уголках, где красиво сочетаются деревья, от­крытые полянки и вода.

В середине XVIII в. в садоводстве нача­лась борьба между английскими и француз­ским стилями. Многие известные сады фран­цузского стиля стали переделывать в англий­ские. В России сохранились пейзажные парки того времени: Таврический сад в Ленинграде, парк подмос­ковного Царицына, создан­ный знаменитым архитекто­ром екатерининского вре­мени М. Ф. Казаковым, парк в Павловске под Ленин­градом.

Достаточно взглянуть из окон Павловского дворца на парк, чтобы почувствовать всю прелесть открывающих­ся ландшафтов, напоминаю­щих лучшие полотна Пуссе­на, Лоррена и Ватто. Осо­бенно восхитительны осенью всевозможные сочетания раз­личных оттенков окраски листвы. Парк захватывает посетителя своей тонкой ли­ричностью.

Стиль королевских и царских садов наложил отпечаток и на городские скверы. Они распла­нированы в архитектурном или пейзажном стиле, в зависимости от размеров площади и архитектуры окружающих зданий. В Ленин­граде, около Смольного института, сквер сделан в строго архитектурном стиле, с подстрижен­ными деревьями. Сквер на площади Искусств — в пейзажном.

В современном садовом строительстве сти­ли не противопоставляются друг другу. При­меняют тот или иной стиль, сообразуясь с удобством и красотой.

После Великой Отечественной войны в па­мять победы над фашизмом трудящиеся и уча­щиеся Ленинграда создали своими силами пар­ки Победы: Московский в 100 гектаров и При­морский на Крестовском о-ве в 60 гектаров. В них высажено более 50 тыс. деревьев.

В этих парках сочетаются пейзажный стиль с архитектурным. Прямоугольные партеры с цветниками, подстриженными кустами и пря­мые главные аллеи окружают, например, ста­дион им. Кирова, а извилистые дорожки ведут мимо красивых пейзажных посадок деревьев. Такое гармоническое соединение двух стилей увеличивает многообразие и живую прелесть парка.

Для каждого сада или парка, в каком бы стиле они ни были решены, необходимы разно­образные растения. В парках высаживают не только местные деревья, но и привезенные из других стран, интересные формой кроны и рас­цветкой листьев. Особенно это относится к красиво цветущим растениям, которые собра­ны из всех уголков мира (см. ст. «У клумбы с цветами»).

Рассадниками новых растений в каждой стране всегда служили ботанические сады. Они возникли в эпоху великих географических открытий, когда европейцы впервые познако­мились с богатой, многообразной раститель­ностью Индии и Америки. Один из первых бота­нических садов был создан в 1525 г. в итальян­ском городе Пизе. В этом саду были собраны коллекции живых растений со всего мира. Вско­ре такие сады возникли и в других городах Ита­лии — в Венеции, Милане, Флоренции. В 1577 г. ботанический сад был создан в Лейдене (Гол­ландия), в 1597 г. —в Монпелье (Франция). В саду Монпелье насчитывалось 1380 видов растений. Особенную известность получил сад Кью около Лондона.

В наше время ботанические сады организу­ются в каждой стране, в каждом крупном городе и при каждом университете. В них коллекцио­нируют, изучают растения. Из них лучшие, наиболее красивые растения распространяются по общественным паркам и частным садам всей страны.

В России ботанические сады начали закла­дывать при Петре I в Москве — в 1706 г. и в Петербурге — в 1714 г. В то время эти ботани­ческие сады назывались «аптекарскими огоро­дами», так как в них выращивали в первую очередь лекарственные растения. В XVIII в. замечательные ботанические сады устроили Де­мидов (1756г.) и Разумовский (1790г.). В демидов­ском саду насчитывалось до 5 тыс. видов расте­ний, в саду Разумовского имелось уже 12 тыс., преимущественно русских.

В начале XIX в. Петербургский ботаниче­ский сад стал научным центром изучения ра­стительного мира и распространения ботани­ческих знаний. В нем хранится крупнейший в мире гербарий, насчитывающий до 5 млн. листов. В 1812 г. создан в Крыму, вблизи Ялты, Никитский ботанический сад. Его богатейшая коллекция растений со всего мира составляет свыше 175 тыс. экземпляров.

В 1912 г. известный ботаник-путешественник проф. А. Н. Краснов заложил на Зеленом мысу около Батуми ботанический сад, в кото­ром собрана растительность субтропиков Закав­казья, Северной и Южной Америки, Мексики, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Гима­лаев и Средиземноморья. Там можно увидеть не только рощи эвкалиптов, бамбука, цитрусов, но и настоящий миниатюрный японский садик.

Немалый интерес представляют ботаниче­ские сады и на Крайнем Севере. С 1931 г. суще­ствует в Кировске на горе Вудъяврчорр поляр­но-альпийский сад. Это живой музей полярной растительности и акклиматизирующихся на Севере растений из различных мест.

В Москве, в Останкино, начали создавать в 1945 г. Главный ботанический сад Академии наук СССР. В этом центре ботанической науки на территории в 388,5 гектара собраны бога­тейшие коллекции видов и сортов различных растений. В этом саду 5 разделов: эволюция растительного мира; растительные богатства СССР; полезные дикорастущие растения; де­коративные растения и приемы озеленения; культурные растения. В оранжереях сада вос­произведены ландшафты тропической и субтро­пической растительности.

Во многих городах всех союзных республик есть ботанические сады. Они ежегодно расши­ряются, пополняются новыми растениями. Эти сады — рассадники новых, полезных, красиво цветущих растений.

За время Советской власти, особенно после Великой Отечественной войны, все города Со­ветского Союза одеваются в зеленый убор. В старых капиталистических городах дома выстраивались сплошной каменной линией вдоль узких улиц. Ни солнца, ни воздуха, ни зелени среди сырых холодных громад. Советские архитекторы исправляют такую плани­ровку, они украшают каждую площадку, каж­дую широкую улицу зелеными насаждениями.

В Ленинграде пыльное Марсово поле пре­вращено теперь в большой сад, он слил в еди­ный крупный массив сады Летний и Михайлов­ский. В Москве, на улице Горького, на площа­ди Свердлова и на многих других улицах и пло­щадях высажены большие липы, которые при­дали своей зеленью особую привлекатель­ность советской столице.

Много интересного можно увидеть в бога­том зеленью Киеве, в искусной группировке деревьев Стрийского парка г. Львова, в цент­ральном саду Риги, где растет живое ископае­мое, дерево гинкго, и в садах, окружающих старинную крепость Таллина, где так легко узнать все деревья по надписям на этикетках. А сады и парки Крымского и Кавказского побережья с их редкостными растениями... Все это прекрасные образцы для озеленения городов нашего Союза.

Даже посадки вдоль улиц и то можно рас­планировать разными способами: посадить деревья посредине, сделав бульвар, или поме­стить их по краям тротуара. Что же касается скверов и садов, то в разбивке их можно осу­ществить любую творческую фантазию.

Пройдите по садам вашего города и опреде­лите, в каком стиле они созданы. Полюбуйтесь очарованием гармонического сочетания раз­личных деревьев и красиво цветущих растений. Почувствуйте прелесть садов. А может быть, вы найдете и место, где можно создать новый сад? Приложите и вы свои силы и знания к укра­шению вашего города и вашего дома!

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ