.
Меню сайта
|
Рост и развитие растений
Растения и животные
Рост и развитие растенийМногие из нас часто говорят: как хорошо растет или как хорошо развивается стоящее на окне растение. В слова «растет» и «развивается» мы часто в обиходе вкладываем один а тот же смысл. А правильно ли это? Нет, неправильно. «Рост» и «развитие» растений — это разные понятия. Само слово «рост» говорит нам о каком-то увеличении. В самом деле, если мы будем время от времени измерять одно и то же растение, то обнаружим, что оно в течение своей жизни увеличивается в высоту, молодые листья его и побеги становятся все больше и больше. Время от времени взвешивая растение, начиная от его всходов и до плодоношения, мы можем обнаружить увеличение его и в весе. Это увеличение растения в высоту, в объеме, в весе и называют ростом растения. В это же время у растения появляются новые побеги и новые листья. Как же растет растение? Возьмем с верхушки растения или с кончика какого-либо из его побегов верхушечную почечку. Развернем ее покровы — чешуйки. Под ними окажется небольшой зеленоватый бугорок — это конус роста (нарастания) верхушечной почки побега. Под микроскопом видно, что он состоит из одинаковых, почти округлых клеток с очень крупными ядрами. В этих клетках интенсивно идут процессы обмена веществ, в результате которых увеличивается количество плазмы. Поэтому клетки конуса роста усиленно делятся, количество их увеличивается. Конус нарастания побега за счет их размножения увеличивается в объеме, растет. Эта стадия роста называется эмбриональной. Разрежем вдоль молодой побег несколько ниже конуса нарастания. Обнаружим, что размножившиеся в эмбриональной стадии роста клетки изменились в своем внешнем облике. Они вытянулись вдоль своей оси, а в протоплазме клеток появились большие вакуоли. Это тоже стадия роста. Она называется стадией растяжения. В ней не происходит увеличения числа клеток. В этой стадии идет увеличение в объеме каждой из клеток за счет роста клеточных оболочек, которые как бы растягиваются. Клетки поглощают много воды, поэтому в их протоплазме образуются большие вакуоли. Количество же протоплазмы при этом не увеличивается. Из этих вытянувшихся в длину клеток впоследствии благодаря неравномерному их росту образуются различные ткани побега. В самом стебле, в образующихся листьях, а также в корне закладываются особые образовательные ткани (их называют меристемами). За счет размножения (деления) клеток этих тканей стебли и корни не только растут в длину, но и утолщаются, а листья разрастаются. В связи с ростом идет в растении усиленный обмен веществ. Образующиеся при этом белки, углеводы, жиры и другие органические вещества участвуют в построении новой протоплазмы и других частей клеток и тканей растения. Нам известно уже, что зеленое растение может в процессе фотосинтеза строить из минеральных веществ (углекислого газа, воды и минеральных элементов, поступающих через корни из почвы) сложные органические вещества. Однако полученные при фотосинтезе органические вещества не могут идти непосредственно на построение тела растения. Они перестраиваются еще раз, прежде чем будут употреблены на построение клеток и тканей растущего организма. Поэтому в каждом живом организме (будь то растение или животное) усиленный рост его тесно связан с усиленным обменом веществ и усиленным дыханием. Причем в процессе дыхания образуется необходимая для этих сложных превращений энергия. Таким образом, усиленный обмен веществ и дыхание — важные жизненные процессы растущего организма. В явлениях роста принимают участие разнообразные сложные органические вещества. Особое значение при этом имеют ростовые вещества, которые стимулируют рост растений. Ростовые вещества — сложные органические соединения. Они вырабатываются в очень малых количествах растущими клетками и в свою очередь стимулируют рост их. Некоторые из них относятся к витаминам, другие — к спиртам или к слабым органическим кислотам. В первой, эмбриональной, стадии роста деление и размножение клеток стимулируются группой веществ, которая в свое время получила название «биос». В настоящее время ученым стали известны вещества, которые входят в эту группу. К этой группе стимуляторов роста относится, в частности, и витамин В1 Во второй стадии роста, стадии растяжения, ростовые вещества стимулируют рост клеточных оболочек. Ростовые вещества, действующие во второй стадии роста, называются ауксинами (от греческого слова «ауксо» — расту). В настоящее время ауксины синтезируются искусственно и широко применяются в практике с целью укоренения черенков растений, ускорения роста, созревания плодов, например, у томатов. Рост растений в большой степени зависит от внешних условий: температуры, света, наличия кислорода и питательных веществ. Большое значение имеет температура окружающей среды. При очень низких и очень высоких температурах рост задерживается и даже прекращается совсем. Для всех растений существует оптимум температуры (наилучшая температура), при которой рост их идет лучше всего. В качестве примера можно привести влияние температуры на прорастание семян. Зерновки озимой ржи и озимой пшеницы могут прорастать при температурах близких к 0°. Быстрее всего они прорастают при температурах +20, +25°. А вот зерновки кукурузы начинают прорастать только при температуре около +8° а оптимальная температура для их прорастания лежит около +30°. Из приведенного примера видно, что это зависит от происхождения растений. Южные растения (кукуруза) приспособились к более высоким температурам, северные (озимая рожь, пшеница) — к более низким; Однако при этом нужно помнить, что температура, оптимальная для прорастания семян, не всегда может оказаться оптимальной для дальнейшего роста и развития выросших из них растений. Во время усиленного роста растения мало устойчивы к низким температурам. В особенности они мало устойчивы в стадии растяжения клеток. В клетках растений в этой стадии роста много воды (большие вакуоли), которая легко замерзает. Образующийся при этом лед повреждает клетки и ткани растений. Летом древесные растения, например, легко повреждаются низкими температурами, так как они в это время усиленно растут. Зимой же они легко переносят даже сильные морозы. Это объясняется тем, что осенью рост постепенно прекращается и растения начинают приспосабливаться к наступающим низким температурам зимы. При постепенном снижении температуры происходит так называемое закаливание растений (см. ст. «Как зимует растение»). Устойчивость растений к низким температурам, к замерзанию — вопрос важный для нашей страны с ее суровыми зимами. Особенно важно знать причины вымерзания озимых хлебов в различных районах нашей страны. Если наблюдать внимательно за тем, как ведут себя растения в нашем климате в естественных условиях, можно обнаружить, что осенью однолетние растения после их обсеменения отмирают, а двулетники и многолетники переходят в состояние покоя. У травянистых двулетников отмирает их надземная часть, а подземная сохраняется. От нее весной начинают снова отрастать надземные побеги. У наших кустарников и деревьев осенью опадает листва, жизнь их зимой как бы замирает. Они переходят в состояние покоя. Период покоя у растений умеренных широт является приспособлением к смене времен года, к наступлению неблагоприятных для роста и развития растений условий зимовки. «Разбудить» растение в это время, т. е. заставить растение раскрыть свои почки и даже зацвести, очень трудно. Это можно сделать лишь при помощи сильных воздействий: опуская ветки на ряд часов в теплую воду (теплые ванны), или окуривая их под стеклянным колпаком дымом, или обрабатывая парами эфира.
Лишь в конце зимы можно обнаружить, что нормальный обмен веществ между клетками восстановился. У многих растений период покоя заканчивается рано, когда зима не прошла и стоят еще низкие температуры. Ветки растений, внесенные в теплую комнату и поставленные в воду уже в конце февраля, недели через две-три начинают раскрывать свои почки и цвести. В естественных же условиях они не трогаются в рост потому, что еще холодно, а низкие температуры не способствуют началу роста. Что же такое развитие растений? Рассмотрим это на примере наших хлебных злаков (пшеница, ячмень). Когда их зерно посеяно в почву, при благоприятных внешних условиях (влажности, температуре, доступе кислорода воздуха) появляются всходы. Затем отрастают боковые побеги, наступает кущение. У раскустившегося растения через некоторое время стебли начинают усиленно расти, образуя длинные соломины. Это называют выходом в трубку. Затем наступает колошение. Вышедший из соломины колос цветет и после опыления дает зерно, которое проходит молочную, восковую спелость и, наконец, полностью созревает (полная спелость). Эти изменения называются фазами развития, а весь цикл изменений в течение жизни этих растений — развитием растения. Этим фазам развития соответствуют и изменения в обмене веществ. Внимательно с помощью микроскопа и лупы посмотрим, что происходит в течение развития растений с кончиками стебля соломины. Можно обнаружить, что соломина заканчивается маленькой почечкой. В этой почечке, из ее образовательной ткани, последовательно формируются листья и колос, а в его колосках цветки с тычинками и пестиками.
Такие же изменения последовательно происходят и у двудольных растений. У фасоли, например, сначала на поверхность почвы выносятся две семядоли (всходы); затем развертываются настоящие листья, формируется стебель, несущий в пазухах листьев бутоны; бутоны раскрываются, и растение цветет. После опыления и оплодотворения образуются плоды (бобы) с семенами, проходящие те же фазы созревания, что и у злаков (молочная, восковая и полная спелость). Итак, на своем жизненном пути, в своем развитии растение формирует органы размножения, цветет и плодоносит. И. В. Мичурин на основе своих многочисленных наблюдений показал, что у древесных растений развитие идет по определенным этапам, качественно отличным друг от друга. Этим этапам Мичурин дал соответствующие названия: «молодой возраст», «юношеский возраст», «возраст возмужалости» и «период старости». В каждом этапе развития у растения имеются свои особенности. В дальнейшем было показано, что однолетние и двулетние высшие растения в цикле своего развития также проходят несколько этапов, или стадий, развития, для прохождения которых необходимы определенные условия внешней среды. При прохождении этих стадий в растении, его клетках, тканях протекают такие процессы обмена веществ, в результате которых растение цветет и плодоносит. Если этих благоприятных для прохождения той или иной стадии развития внешних условий не будет, то соответствующие стадии развития не пройдут, растение не будет цвести и плодоносить. В настоящее время выделяют четыре стадии развития растений. Из них хорошо изучены лишь две: стадия яровизации и световая. Стадия яровизации протекает под влиянием определенных температур и начинается с момента наклевывания семени, когда растение только что тронулось в рост. Наши озимые злаки проходят стадию яровизации при пониженных температурах от 0 до +5°. Будучи высеваемы всегда с осени, они приспособились к пониженным температурам осенне-зимнего периода. Продолжительность стадии яровизации у них равна 35—60 дням. Яровые злаки, высеваемые весной, приспособились проходить свою стадию яровизации при более высокой температуре ранней весной, т. е. около +10°. Стадия яровизации при этой температуре проходит у яровых злаков быстрее, чем у озимых (от 5 до 14 дней). Для типичных южных растений, которые высеваются на юге при более высокой температуре (хлопчатник), а в умеренном климате поздней весной (просо), для прохождения стадии яровизации необходима еще более высокая температура (около +25°). Таким образом, для прохождения стадии яровизации необходимы определенные условия внешней среды, в частности температурные условия, к которым приспособились многие поколения данного вида растений в том или ином климате. По окончании стадии яровизации растение вступает в следующую стадию развития световую стадию. Эта стадия протекает у разных растений в различных условиях соотношения длины дня и ночи. Опыты показали, что озимая пшеница после прохождения стадии яровизации не зацветает в условиях короткого дня. Она колосится, цветет и плодя носит лишь тогда, когда после окончания стадии яровизации ей будет дан длинный день. Другие растения, например просо, соя, хризантема (растения южного происхождения), не цветут и не плодоносят на длинном дне. Цветение и плодоношение наступают у них после окончания стадии яровизации лишь на коротком дне (примерно 12 часов). Так было выяснено, что у одних растений световая стадия протекает на длинном дне (длиннодневные растения), у других — на коротком дне (короткодневные растения). Таким образом, изменяя при прохождении стадии яровизации температуру окружающей среды, а при прохождении стадии световой — соотношение длины дня и ночи, можно управлять развитием растений, наступлением его цветения и плодоношения. Световая стадия, в отличие от стадии яровизации, проходит лишь в зеленом растении, так как питательные вещества, необходимые для того, чтобы она проходила, образуются в зеленых листьях. Стадии развития идут в строгой последовательности одна за другой. Световая стадия начинается только тогда, когда закончилось прохождение стадии яровизации. В последние годы были установлены у ряда растений третья и четвертая стадии развития, без последовательного прохождения которых растение нормально не плодоносит. Было показано, например, что четвертая стадия развития проходит лишь при определенной интенсивности освещения. Если при прохождении этой стадии даже слегка затенить растение, то впоследствии окажется, что зерен в колосе такого растения образуется мало, колос будет почти пустым (череззерница) или даже совсем пустым (пустоколосье). Так советскими учеными была создана теория стадийного развития растений, которая дает возможность управлять их развитием. |
ПОИСК
Block title
|