. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ. О чем рассказывается в этом томе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ. О чем рассказывается в этом томе

Растения и животные

 

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ. О чем рассказывается в этом томе

Жизнь на Земле есть всюду: в лесах, степях и пустынях, в океанах и прес­ных водах, на высоких горах и в почве. Среди льдов Арктики живут песцы, белые медведи и моржи, тюлени и другие звери и птицы. На берегах далекой Антарк­тиды живут пингвины. Океаны заселены различными животными, некоторые из них обитают на самых больших глубинах. Ученые, работающие на советском экспе­диционном судне «Витязь», установили в Тихом океане наличие животных на глу­бинах в 10 тыс. м и более.

Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, мно­гие из которых не нуждаются в кислороде. Бактерии имеются на дне океана, проникают в толщу Земли на несколько сот метров, населяют воды рек, озер, морей и океанов. Огромное их число находится в почве.

Много замечательного можно узнать, изучая растительный и животный мир нашей Родины и других стран. Мир растений и животных прежде всего поражает нас своим многообразием. Сколько самых различных животных (от амебы до обезь­яны), сколько видов водорослей, грибов, цветковых растений населяет различ­ные области и климатические зоны Земли!

Условия жизни на Земле — в глубинах океана, в лесах умеренной зоны и в тропических джунглях, в степи и на высоких горах — различны. Изучая жизнь растений и животных, обитающих в этих условиях, мы познакомимся с замеча­тельными приспособлениями живых организмов к условиям жизни.

Много интересного узнает читатель этого тома также об образе жизни и строе­нии животных и растений, о поведении животных, о значении живых организмов в природе, о пользе и вреде, который они приносят.

Чем же отличаются населяющие Землю живые организмы от тел так на­зываемой неживой природы? Прежде всего особой связью их с окружающей сре­дой. Они или питаются неорганическими веществами (растения), или поедают растения и животных (животные), затем перерабатывают эту пищу в клетках сво­его тела и усваивают ее, т. е. превращают в органические вещества своего тела. За счет усвоенных веществ происходит развитие и рост организмов.

Кристалл какого-либо минерала, например соли, тоже «растет», если его погру­зить в насыщенный раствор соли. Но такой «рост» происходит путем отложе­ния на поверхности кристалла молекул или атомов вещества, из которого он состоит. Живые же организмы растут, перерабатывая в своем теле раз­личные вещества.

Сложные процессы, происходящие в организме, и вся его жизнедеятельность требуют большой затраты энергии. Энергия эта в организме получается в резуль­тате постоянного распада органических веществ на более простые. У подавляющего большинства растений и животных этот распад происходит при участии кислорода, который они получают из внешней среды в процессе дыхания. Так непрерывно в жи­вых организмах идет процесс обмена веществ, и это основное, что отличает организм от неживых тел природы.

Итак, живые организмы питаются и дышат, находятся в постоянной взаимной связи с внешней средой. Они развиваются и размножаются, рождая себе подобных. Эта способность рождать себе подобных, называемая наследственностью, и является одним из самых замечательных свойств всех живых организмов.

Науку, изучающую жизнь растений, животных и микроорганизмов, называют биологией, что означает в переводе с греческого наука о жизни.

В настоящее время биология — это не одна наука. Она разделилась на бота­нику, зоологию, анатомию, физиологию растений, физиологию животных и чело­века, микробиологию, генетику, биохимию, биофизику и др. Биологические нау­ки лежат в основе сельского хозяйства, пищевой промышленности и медицины.

Развитие биологии за последние 10—15 лет в содружестве с исследованиями в области биохимии, физики и других наук способствовало ряду крупнейших откры­тий и вывело биологическую науку на уровень молекулярных исследований, т. е. на непосредственное изучение процессов в макромолекулах белковых веществ и нуклеи­новых кислот. В связи с этим в нашем томе много внимания уделяется новым достижениям биологической науки (см. статьи «Наследственность», «Что такое биофи­зика», «Биохимия — наука о превращениях», «Симметрия в живой природе», «Биоло­гия — технике», «Действие радиации на растения», «Растение и магнит» и др.).

В наш век изучения космоса перед биологией возникают новые задачи. Нет сей­час такого человека, который не переживал бы наших успехов в изучении космоса, не следил бы за замечательными полетами советских космонавтов, не интересо­вался бы их самочувствием во время полета. Для нас обнаружились такие тайны природы, о которых не смели и мечтать предыдущие поколения. Открыла свое лицо обратная сторона Луны, выяснилось, что человек может жить и работать в состоя­нии невесомости, и др.

Возможна ли жизнь на других планетах, а если возможна, то какая? Отве­ты на эти вопросы вы также найдете в этом томе.

Для того чтобы могли возникнуть первичные простейшие существа, на пла­нете должно быть определенное сочетание условий: соответствующая темпера­тура на ее поверхности, наличие влаги и атмосферы. Например, на Луне жизнь таких растений и животных, какие существуют на Земле, невозможна: Луна не окружена атмосферой, на ее поверхности нет влаги; температура освещенной Солнцем поверхности доходит до +130°, а неосвещенной до -150°. Do-видимому, по тем же причинам и на ряде других планет нашей солнечной системы жизнь вряд ли существует.

Многие ученые считают возможным наличие жизни на Марсе. Атмосфера Марса содержит некоторое количество кислорода, а на поверхности планеты имеет­ся лед, что говорит о наличии воды. Но так как условия жизни на Марсе очень суровы (средняя годовая температура даже на экваторе составляет примерно -20°), то жизнь на этой планете, вероятно, может быть представлена только примитивны­ми организмами типа наших бактерий, сине-зеленых водорослей и лишайников.

На наших глазах рождается новая наука, изучающая жизнь в космосе, — космическая биология. Одна из статей нашего тома посвящена рассказу о зада­чах и достижениях этой молодой науки.

Из статьи «Возникновение жизни на Земле» читатель узнает, что на Земле не всегда существовала жизнь и что она произошла не в результате единовременного акта творения какого-то несуществующего божества, а зародилась сотни миллио­нов лет назад естественным путем, когда на Земле сложились необходимые для этого условия. Можно мысленно представить себе, как сначала возникло органи­ческое вещество и как, постепенно изменяясь и преобразуясь, из неживого возник­ло живое. В лабораториях ученые уже неоднократно получали из неорганиче­ского вещества органическое. Так наука подтверждает свои заключения неоспо­римыми фактами.

Современная наука признает, что первоначально жизнь возникла в виде простейших существ, еще более простых, чем такие одноклеточные организмы, как, например, амебы. А до XIX в. большинство ученых верили, что животные и растения сотворены богом. Так, в XVIII в. шведский ботаник К. Линней утверждал, что «видов (животных и растений. — Ред.) существует столько, сколько их первоначально было создано» (см. ст. «Карл Линней»). Только отдельные ученые в XVIII и в начале XIX в. высказывали противоположные взгляды. Особенно выделялся своими воззрениями французский биолог Жан Батист Ламарк. Он был уверен, что животные и растения не сотворены, а возникли естествен­ным путем в виде очень простых существ, что затем они изменялись, совершенство­вались, превращаясь в более высокоразвитые организмы. Но Ламарк не мог убедительно доказать изменяемость организмов, и, главное, он не мог правиль­но объяснить, каким образом и почему они изменяются (см. ст. «Жан Батист Ламарк»).

Это удалось сделать великому английскому натуралисту Чарлзу Дарвину. Более ста лет назад, в 1859 г., вышла в свет его книга «О происхождении видов», в которой Дарвин доказал изменяемость видов и дал теорию, хорошо объ­ясняющую, каким образом и почему происходило и происходит их изменение (см. ст. «Эволюционное учение Чарлза Дарвина»).

Работы Дарвина произвели переворот в биологической науке. Передовые уче­ные того времени приняли учение Дарвина об изменчивости видов, оно стало в био­логической науке руководящим.

Особенно много сторонников учение Ч. Дарвина нашло среди русских, а за­тем советских биологов, которые не только приняли это учение, но и развили его, распространили на различные области биологии. Среди них надо назвать таких выдающихся ученых, как К. А. Тимирязев, братья А. О. и В. О. Ковалевские, И. И. Мечников, А. Н. Северцов, Н. И. Вавилов и др. Много труда для пропа­ганды дарвинизма и его развития, много сил в борьбе за дарвинизм приложили такие ученые, как Томас Гексли в Англии и Эрнст Геккель в Германии.

Изучая теорию Ч. Дарвина, мы поймем, почему в природе существует целесообразность и как она возникла в процессе эволюции за те сотни миллио­нов лет, в течение которых существует мир живых организмов. Мы узнаем, что эта целесообразность не абсолютна, а относительна и осуществляется только в определенных условиях среды, к которым приспособился и в которых живет дан­ный организм. Изменились условия, и то, что было целесообразным, стало не­целесообразным. Да и вообще в живой природе мы найдем много нецелесообразного.

Почему нас так интересует вопрос о целесообразности в природе? Да потому, что церковники всегда ссылались на нее как на доказательство существования бога. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов разрушило и этот последний оплот религии.

Из истории биологической науки мы знаем, что даже первые ее шаги были не только связаны с практикой, но часто и вытекали из нее. Так, например, не­сомненно, что изучение растений было связано еще в древности с использованием их для питания человека и для врачевания. Строение и функции организма жи­вотных также изучались первоначально в связи с лечением болезней человека. Правда, можно привести некоторые примеры, когда крупные научные открытия значительно опережали уровень состояния науки и не могли быть сразу же исполь­зованы практикой. Только значительно позже они приобрели практическое значение. Так, например, было с микроскопом. В XVII в., когда появились первые простые микроскопы, ученые рассматривали через них различные мелкие предметы. Был обнаружен и мир живых существ, не видимых простым глазом (см. ст. «Простейшие животные»). Это открытие до XIX в. практически не было применено, но в XIX в. усовершенствование микроскопа привело к от­крытию клеточного строения растений и животных простейших — возбудителей болезней, и, наконец, возникла особая биологическая наука — микробиология, успехи которой обусловили победу над многими заразными (инфекционными) болезнями (см. статьи «Микробы» и «Вирусы»).

В наше время связь биологических исследований с практикой приобретает по мере развития биологии все большее значение. Особенно это относится к сельскому хозяйству и медицине.

Требование усилить содружество биологии с практикой настоятельно вы­двигается Программой КПСС. Эти указания партии вызывают новый подъем в развитии производства и науки.

* * *

Мы надеемся, что в этой книге читатели найдут ответы на многие вопросы о жизни растений и животных, об их развитии и происхождении, о значении биологических знаний для развития народного хозяйства.

Мы надеемся также, что статьи этого тома помогут читателям самостоятельно вести наблюдения и ставить опыты с растениями и животными в кружках юных натуралистов, на школьных учебно-опытных участках и при работе в кол­хозах и совхозах. С этой целью в конце тома помещен список книг и кинофиль­мов, которые мы рекомендуем для всех, кого интересует жизнь растений и животных.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ