.
Меню сайта
|
Органические красители для фотографии и киноОрганические красители для фотографии и киноКак известно, ранее выпускавшиеся фотографические пластинки и пленки были нечувствительны к красному цвету. Поэтому их проявляли при свете красного фонаря. Светочувствительность была различной к разным участкам спектра: очень высокая к фиолетовым и синим лучам, она понижалась к красному концу спектра. Поэтому фотоснимок неточно передавал тона изображения. Общая светочувствительность этих пластинок и пленок была невелика; при фотографировании применялись большие выдержки, что очень сокращало возможности моментальной фотографии. Перед химиками встал вопрос, как повысить чувствительность фотопленок и сделать ее более равномерной по отношению к различным цветам. Эта задача была решена. Были найдены новые красители — так называемые сенсибилизаторы, повышающие чувствительность фотографического слоя к свету. Появились ортохроматические пластинки, дополнительно очувствленные к желто-оранжевой части спектра, панхроматические — чувствительные ко всем цветам видимого света. Эти пленки подлежат обработке в полной темноте, что, конечно, неудобно, особенно для целей художественной фотографии. Однако и это неудобство было преодолено. Были найдены специальные красители — десенсибилизаторы. Если перед проявлением экспонированную пленку обработать в темноте раствором десенсибилизатора, то потом ее можно проявлять... на свету. Пленка почти полностью потеряла свою светочувствительность. Были найдены также специальные инфракрасные сенсибилизаторы, и фотографирование стало возможным через дымку и даже ночью. Новые инфрахроматические фотопленки оказались очень ценными для астрономической съемки. Интересно решили химики задачу цветного фотографирования. Она была очень трудна и потребовала десятилетий упорного исследовательского труда. Пленка для цветного фотографирования содержит обычно три цветочувствительных слоя. В каждом слое находится, как обычно, светочувствительное бромистое серебро. В одном слое к нему добавлен сенсибилизатор, делающий его чувствительным только к красным лучам, в другом — к зеленым, в третьем — к голубым. В каждый слой, кроме того, введены так называемые цветные компоненты — пока бесцветные вещества. После фотографирования такая пленка проявляется специальным проявителем. В первом слое проявляются только те места пленки, куда упал красный свет, так как к другим лучам этот слой нечувствителен. Бромистое серебро в этом месте восстанавливается и превращается в черное металлическое серебро, а то, что образовалось из проявителя в процессе проявления, вступает в реакцию с цветной компонентой и образует красную краску. Таким же образом во втором слое образуется зеленая краска в тех местах, куда упали зеленые лучи, а в третьем слое — синяя. Теперь остается удалить из изображения металлическое серебро и остаток бромистого серебра (эта операция похожа на обычное «закрепление»), и цветное изображение готово. Такой процесс называется процессом с «обращением», а пленка — «обратимой», так как на ней сразу появляются натуральные цвета. Другой процесс — «негативный» — сложнее, но основан на тех же простых принципах. Кажется, просто? А ведь потребовалось испытать тысячи красителей, сотни сенсибилизаторов, десятки проявителей, чтобы все это подобрать. Когда вы смотрите в кино красивый цветной фильм, вспомните об энтузиастах-искателях, трудолюбивых и изобретательных химиках, создавших цветную кинопленку и цветное проявление. |
ПОИСК
Block title
|