.
Меню сайта
|
Высокотемпературные топливные элементыВысокотемпературные топливные элементыЭлектрохимическое окисление топлива не всегда протекает гладко. Такие распространенные и дешевые виды топлива, как генераторный СО или природный газ СН4, реагируют на электродах значительно хуже, чем водород. Даже самые активные катализаторы лишь в незначительной степени ускоряют эти реакции. А малая скорость реакции означает малую величину плотности тока и, следовательно, малую мощность. Возможность для проведения этих реакций с достаточной скоростью дает использование высоких температур, например 500° или даже 1000° Ц. Но тут возникает новая трудность: при высоких температурах вода испаряется мгновенно, водный раствор электролита оказывается неподходящим. Электролитами могут служить либо расплавы солей (например, смесь углекислых солей натрия, калия и лития, плавящаяся при температуре чуть ниже 500° Ц), либо твердые электролиты. Таким твердым электролитом может быть, например, двуокись циркония ZrO2, содержащая некоторые примеси. При температурах около 800—1000° Ц благодаря подвижности отрицательных ионов кислорода О-2 она начинает хорошо проводить электрический ток (катионы Zr+4 не перемещаются и ток не переносят). Наличие такой «кислородной» проводимости влияет на характер электрохимических реакций, протекающих на электродах. Если построить элемент описанного выше типа — вместо раствора КОН взять в качестве электролита ZrO2—и подводить к одному электроду окись углерода, а ко второму кислород, то при температурах около 1000° Ц молекулы кислородного электрода станут принимать электроны из внешней цепи, превращаясь в отрицательные ионы: O2+4е→2O-2, а молекулы СО топливного электрода соединяются с ионами О-2 из твердого электролита, образуя углекислый газ и отдавая электроны во внешнюю цепь: 2СО+2O-2→2СO2+4е. Электрический ток во внешней цепи обусловлен переходом электронов от отрицательного (топливного) электрода к положительному (кислородному) электроду; этот ток компенсируется движением ионов O-2 в твердом электролите в обратном направлении. Такие высокотемпературные топливные элементы, питаемые генераторным газом и кислородом, могут работать при плотностях тока 50— 150 ма/см2, выдавая напряжение около 0,5 в на элемент. |
ПОИСК
Block title
|